Для дальнобойщиков ввели новую электронную очередь на литовской границе

В преддверии рождественских и новогодних праздников власти Литвы изменили порядок пропуска калининградских фур через свою границу. Теперь дальнобойщики обязаны "заказывать" проезд через новую электронную систему. Корреспондент "РГ" выяснил, как она работает на практике и с какими трудностями столкнулся региональный бизнес.

Новая электронная очередь заработала с декабря. Причем затронула она не только российский эксклав, но и соседнюю Белоруссию. Систему установили на самых популярных пунктах пропуска: Кибартай - на границе Литвы и Калининградской области, Мядининкай и Шальчининкай - на границе прибалтийской республики и Белоруссии. Пока до конца не ясно, с чем связаны подобные нововведения. Литовцы традиционно ссылаются на "усиление безопасности при прохождении государственной границы", а также на предновогодний ажиотаж. Электронная очередь якобы должна ускорить прохождение пунктов пропуска.

- Предварительная регистрация всей грузовой техники через электронную систему важна для повышения общего уровня безопасности на границе с Республикой Беларусь и Россией. Эта мера позволит избежать образования километровых очередей из грузовиков на наших пограничных пунктах пропуска, - прокомментировал министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис.

В таможне прибалтийской республики уточнили, что избежать регистрации в системе не получится. Если условная фура приедет в зону ожидания, а время прохождения границы не будет зарезервировано, то грузовик все равно отправят в пункт информационной системы управления очередью (EVIS). Там водитель сможет забронировать ближайшее время. Поэтому всем дальнобойщикам строго рекомендовали регистрироваться заранее.

Калининградский бизнес к подобным нововведениям соседей уже давно привык. По заявлению логистов, пока каких-либо критических последствий отрасль не ощутила. Однако чем ближе праздники, тем активнее движение. Заторы на границах неизбежны, и электронная очередь лишь усугубит ситуацию.

- Усложнение движения - это всегда плохо. Любая очередь в условиях логистических ограничений не играет на руку перевозчикам. Пока мы оцениваем текущее положение дел. Не исключено, что дней через десять, ближе к новогодним праздникам, ситуация ухудшится. Тем более систему электронной очереди наверняка будут дополнительно настраивать, вносить изменения, - прокомментировал генеральный директор калининградской логистической компании Сергей Гоз.

Сами дальнобойщики настроены менее оптимистично. Проблемы с электронной очередью на калининградской стороне научили их не доверять системам онлайн-бронирования. Дополнительные ограничения литовской таможни, уверены водители, приведут к более длительным простоям у шлагбаума.

- Заблаговременная регистрация не делает проезд быстрее. Литовцы и так в последнее время не сильно расторопны, а прохождение границы во многом зависит от их настроения. Если возникает хотя бы малейшая путаница или задержка в электронной системе, то вся колонна встает. Многие, например, уже отказываются возить скоропорт в виде той же молочной продукции, - рассказал корреспонденту "РГ" калининградский дальнобойщик Арсений Федоров.

Кстати, трудности с прохождением границы в полной мере ощутили на одном из крупных молочных производств Калининградской области. Из-за непростой ситуации на литовской стороне завод временно приостановил вывоз продукции за пределы региона. Простои приводили не только к порче товаров, но и срывали сроки поставок, что выливалось в колоссальные убытки.

- Литва регулярно задерживала наши грузовики на погранпереходе или вовсе разворачивала в обратном направлении практически без объяснения причин. Последние десять месяцев мы старались держаться, однако резервы кончились. За нарушение сроков поставок мы попали на серьезные штрафы от партнеров. Пока в "большую" Россию мы свою продукцию не возим, - прокомментировали на заводе-производителе.

Проблем с электронной очередью хватает и на российской стороне. Так, например, на прошлой неделе отставание от зарезервированного времени составляло больше 62 часов, и это без учета времени, потраченного на поиск и бронирование подходящего слота. Для многих категорий товара такой простой является критическим. Росгранстрой сообщал о 15 фурах, скопившихся у пункта пропуска, и еще о 24 грузовиках в накопителе. За один час заветный шлагбаум преодолели всего две машины. Длительные простои ведомство объясняло транзитными ограничениями со стороны Литвы.

- Бывает, что наши соседи вовсе прекращают принимать транспорт без объяснения причин. В конце лета, например, мы зафиксировали пять таких перерывов продолжительностью по одному часу, - сообщили в пресс-службе Калининградской областной таможни.

В целом чудес от новой электронной очереди региональные логисты не ждут. Если ситуацию на российской стороне еще можно урегулировать - представители бизнеса, областные власти, таможня и Росгранстрой постоянно находятся в тесном контакте, - то повлиять на действия Литвы невозможно. Эксперты убеждены, что здесь нужно действовать на опережение и планировать любые маршруты заблаговременно, обговаривая риски с заказчиками.

Кстати

С начала зимы на российско-литовской границе зафиксировали антирекорд по пропуску грузовиков: 1 декабря шлагбаум преодолела только 21 фура. Последний раз худшие показатели фиксировали 19 ноября - 24 машины. Максимальное количество грузовых автомобилей (76) пропустили 14 ноября. В первой половине месяца Литва неожиданно увеличила пропуск машин по электронной очереди - в среднем до 57 авто в сутки. Это сразу позитивно повлияло на логистические процессы в Калининградской области.

Цифра

3,6 миллиона тонн грузов перевезли на автомобильном транспорте в Калининградской области за первое полугодие 2024 года.