Туристическая популярность вышла российскому эксклаву боком. Гостиничный фонд в преддверии новогодних праздников забит практически на 90 процентов. Снять по доступной цене квартиру или хостел - тоже занятие не из простых. Казалось бы, индустрия гостеприимства должна радоваться такой загрузке и считать прибыль, однако на практике выросшие в разы расходы из-за инфляции практически нивелировали доходы, а сильно ограниченная инфраструктура не позволяет принять всех желающих. Отсюда дефицит и колоссальный рост цен на проживание.
- Современный Калининград для России - это Канны во время знаменитого фестиваля. Причем речь идет не только о курортном сезоне. Из отельной базы за последние годы у нас толком ничего не появилось. Да, сейчас строится один крупный пятизвездочный отель, но его потенциал с точки зрения ценовой политики и аудитории сильно ограничен. Небольшие отели появились в Светлогорске и Зеленоградске, однако на этом все, - рассказал директор компании "Балтма Турс" Михаил Друтман.
У калининградского рынка, по мнению эксперта, много сдерживающих факторов. Основной - это, безусловно, логистика. Если говорить о более чем двух миллионах туристов, которые побывали в этом году в российском эксклаве, то по путевкам или от турфирм из них приехали не более 30 процентов. Остальных просто не в состоянии принять номерной фонд. Снимать это напряжение частично помогают частный сектор и апартаменты. Естественно, это негативно отражается на туристическом бизнесе региона, который при всем желании не может заработать больше.
Однако владельцам коммерческой недвижимости также следует пересмотреть свою ценовую политику и отойти в сторону от элитарности. Далеко не все готовы платить по 10 тысяч рублей в сутки за стандартный номер. Конкуренция на рынке внутреннего туризма сегодня высока, и битву за доступность Калининград пока проигрывает.
- Недостаточно просто построить новые отели и гостиницы, чтобы разместить туристов. Проблема куда глубже. Мы проанализировали рынок и пришли к выводу, что у нас практически исчезают доступные варианты средств размещения. Да, новые объекты появляются, но они почему-то ориентируются на состоятельных отдыхающих, которые явно не являются большинством. По ценам мы уже приближаемся к Турции и даже Объединенным Арабским Эмиратам, которые на сегодня открыты для россиян. Нам нужно сохранить возвратных туристов, для которых крайне важно соотношение цены и качества, - подчеркнула директор турфирмы Ольга Себелева.
Пока основные инвесторы туристической отрасли региона сталкиваются с низкой окупаемостью своих объектов. Во многом проблемы кроются в изначальных проектах гостиниц и отелей.
- На одном проживании далеко не уедешь. Нужна сопутствующая инфраструктура: конференц-залы, спа-центры, рестораны. Грубо говоря, средство размещения должно привлекать, в него должны хотеть вернуться. В Калининграде с этим есть проблемы. У нас подавляющее большинство форумов и прочих мероприятий проходят на площадках университета, в административных зданиях или киноконцертных залах. А ведь для гостиницы это может стать одним из важных источников дохода, - отметил финансовый аналитик Артур Поляков.
Отдельное внимание следует уделить санаториям и спа-центрам. За ними, по мнению представителей туристического бизнеса, будущее индустрии. Однако инвесторам следует сразу подумать о рентабельности таких проектов, поскольку тренды изменились.
- Раньше в тот же Светлогорск приезжали, чтобы подышать морским воздухом, погулять по холмистому и зеленому городу. Сейчас темп жизни сильно поменялся. Туристы уже подготовленные: они заранее бронируют экскурсии и четко понимают, что хотят посмотреть. Крайне важно, чтобы у отеля был свой паркинг, поскольку многие гости приезжают на автомобилях по системе каршеринга прямо из аэропорта. Если говорить о спа-центрах, то упор следует делать именно на оздоровление, а не на косметологию, - подчеркнула управляющая отелем и спа-центром в Светлогорске Наталья Василюк.
Нехватка средств размещения и их дороговизна также мешает процессу релокации кадров из других регионов России. Особенно страдают предприятия, которые привлекают работников на сезон.
- С мая по сентябрь, когда рестораны Калининграда испытывают колоссальную нагрузку, мы часто привлекаем дополнительных сотрудников из других регионов СЗФО. Однако поиск жилья для них превращается в настоящий квест, все занято. При этом хостелы не хотят идти навстречу и снижать цены при условии длительного проживания. Владельцам средств размещения это невыгодно: не приедут наши работники - заселятся на следующий день туристы, - прокомментировала HR-директор калининградской ресторанной сети Валерия Красавина.
Калининградский бизнес даже предложил властям построить отдельный хостел для такой категории работников, чтобы размещать их на льготных условиях в сезон. Проект показался интересным, однако чиновники подчеркнули, что если предприниматели будут готовы вложиться в подобный объект, то власти готовы оказать необходимую поддержку.