Скоростной поезд "Сапсан", полностью собранный из российских компонентов, готовится отправиться в путь

На Белорусском вокзале представили "Сапсан" из отечественных компонентов
К 15-летию со дня запуска в России высокоскоростных поездов "Сапсан" РЖД представили первый состав, модернизированный с использованием отечественных компонентов. Обновленный "Сапсан" презентовали на Белорусском вокзале 17 декабря, в первый рейс его планируют отправить 23 декабря.
Пространство внутри кабины машиниста увеличено, комфортно будет и человеку с ростом от 190 см.
Пространство внутри кабины машиниста увеличено, комфортно будет и человеку с ростом от 190 см. / Григорий Сысоев/ РИА Новости

Как сообщили в пресс-службе РЖД, главная особенность поезда в том, что все его компоненты произведены на отечественных предприятиях.

"За 15 лет проделана огромная работа по адаптации и эксплуатации электропоезда "Сапсан" на российской инфраструктуре и в российских климатических условиях. Этот опыт лег в основу нашей собственной инженерной школы, которая сейчас работает над созданием отечественного высокоскоростного поезда. Для нас принципиально важно, что в то время, когда мы занимаемся разработкой и производством нового поезда, мы формируем собственный навык очень качественной работы, в том числе и по интерьеру. При этом все изменения в дизайн и в конструкцию поезда мы вносим, опираясь на мнение пассажиров", - заявил журналистам замглавы РЖД Иван Колесников.

Инженерные решения по адаптации "Сапсана" под российские условия легли в основу при создании поезда для высокоскоростной магистрали

Глава дирекции скоростного сообщения РЖД Антон Петров добавил, что отечественные компании освоили "Сапсан" без содействия Siemens и все работы выполнили, используя исключительно российские компоненты.

В пресс-службе компании уточнили, что при создании "Сапсана" для России габариты поезда пришлось увеличить из-за большей ширины железнодорожной колеи, салон стал шире стандартного почти на 30 см. Увеличено также пространство внутри кабины машиниста, чтобы составом мог управлять человек ростом 190 см и выше. Были улучшены ходовые качества и разработаны новые системы вентиляции и охлаждения для работы в условиях от минус 40 до плюс 40 градусов. В каждом головном вагоне установлена отечественная автоматическая сцепка, чтобы составы можно было сдваивать.

В первый рейс обновленный состав отправится 23 декабря. Фото: Григорий Сысоев/ РИА Новости

Модернизация затронула и обустройство вагонов. Так, например, в купе-переговорной вагона первого класса установили новый диван и стол со встроенной беспроводной зарядкой. В вагоне бизнес-класса появились кресла с обивкой из натуральной кожи, розетками для USB-зарядки, подстаканниками и держателями для мобильных устройств, а для деловых встреч созданы два сьют-купе на двоих с затемненными стеклянными перегородками.

Для родителей с детьми в 10-м вагоне семейного класса обустроена игровая зона, а в санитарной комнате 9-го вагона стоит пеленальный столик. В вагонах экономкласса заменили обивку кресел, добавили розетки и USB-разъемы. Кроме того, по всему составу установлено светодиодное освещение, которое можно регулировать в зависимости от времени суток, обновлено ковровое покрытие и установлены кулеры с питьевой водой.

В планах на 2025 год - новое меню, в нем появятся блюда российских регионов, новая линейка десертов, винная карта. Фото: РИА Новости

В вагоне-бистро появились обеденные столы с возможностью беспроводной зарядки мобильных устройств, обновлены барные стойки и посуда. В планах на 2025 год и новое меню. В нем появятся блюда российских регионов, новая линейка десертов, винная карта, которая была составлена при участии отечественных виноделов, и кидс-бокс - набор с детским питанием и игрушкой.

За 15 лет со дня первого запуска в России "Сапсанов" поезда совершили почти 120 тыс. рейсов, перевезли около 63 млн пассажиров. На данный момент между Санкт-Петербургом и Москвой курсируют 20 таких составов.

Скорость "Сапсана" сегодня ограничена 250 км/ч из-за высокой загрузки инфраструктуры. После запуска высокоскоростной железнодорожной магистрали между двумя столицами, по которой, как ожидается, в 2028 году начнет курсировать новый поезд "Белый кречет", "Сапсаны" продолжат выходить в рейсы на других направлениях, пообещал Колесников.

"Ласточка" в свободном полете

Если "Сапсан" относится к высокоскоростным электропоездам, то "Ласточка", также созданная на основе конструкции Siemens, - просто к скоростным. Она разгоняется до 160 км/ч и "летает" в России уже по многим направлениям. Первый "полет" "Ласточки" состоялся в 2013 году, но настоящим боевым крещением стала Олимпиада в Сочи.

Сейчас по Московскому центральному кольцу курсирует "Ласточка" в режиме "автопилот". В августе РЖД первыми в мире запустили беспилотное движение на железнодорожном транспорте. Работа всех систем прошла испытания, получены соответствующие сертификаты. И вся начинка "умного электропоезда" - полностью российские решения.

Автоматика берет на себя ведение поезда, с помощью нейронных сетей самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения и выполняет необходимые действия, но машинист в любой момент может взять управление в свои руки. По международной классификации это третий из четырех возможных уровней автоматизации. Завершить испытания по четвертому уровню автоматизации РЖД планируют к середине 2025 года. Необходимости присутствия машиниста в кабине тогда уже не будет.