Горы, снег и спорт рядом с морем

Как энтузиасты горнолыжного спорта положили начало горным курортам Сочи
За снежной "Альпикой" курорта "Газпром Поляна" прочно закрепилась репутация "склона свободы": только здесь находятся самые комфортные "синие" трассы, ширина одной из них достигает 50 метров, а бывалые любители активного отдыха с удовольствием выбирают головокружительные "красные" и "черные". Но удивляет она не только своими возможностями, но и богатой историей, став точкой отсчета в развитии горнолыжного спорта в горном кластере Cочи.
Любители активного отдыха с удовольствием покоряют комфортные трассы горного кластера
Любители активного отдыха с удовольствием покоряют комфортные трассы горного кластера / Олег Сергеев

База "Спартак"

В далеком 1967 году окрестности поселка Красная Поляна привлекли внимание супругов Гурьевых - Светлану и Дмитрия, работавших тогда директором школы-интерната по горнолыжному спорту и тренером. Они услышали от альпинистов о живописном районе в Сочи и отправились туда зимой на разведку, чтобы выяснить возможности его спортивного освоения. За этим последовали другие вылазки, так что "облазили" склоны Аибги "и посуху, и в дождь, и в метель". Восторженные отзывы оправдались: на этом участке эксперты зафиксировали наибольшее залегание снега в России - зимой толщина покрова стабильна (не менее двух метров), а на высоте 2400 метров снег лежит даже летом. Солнце, высокая влажность и оптимальное атмосферное давление создают идеальные погодные условия для катания. Поэтому буквально через год на склонах гор близ ручья Ржаного открылась детско-юношеская горнолыжная школа. Чуть позже там начала тренироваться сборная СССР по горнолыжному спорту, затем обустроили комплекс "Спартак" с вагончиками для учеников.

Спустя два десятка лет именно этот участок с турбазами и простенькими бугельными подъемниками послужил плацдармом первого горнолыжного курорта в Сочи. Его вдохновителем и создателем стал Владимир Овсянников, чья жизнь тесно переплелась с Красной Поляной. Еще в 1978 году Министерство физической культуры и спорта СССР пригласило Владимира Васильевича, опытного преподавателя Новочеркасского политехнического института и мастера спорта по горному туризму, на должность заведующего базой "Спартак".

- Это был трудный выбор: на тот момент отец работал над диссертацией о крайних эффектах электромагнитных полей, за такую тему мало кто брался. Но он настолько загорелся представившейся возможностью, что ради нее отказался от карьеры в науке, - рассказывает его младший сын Владислав Овсянников. - И так, вместе с женой и двумя сыновьями (мне тогда исполнилось полгода), переехал в горы, которые вскоре стали для нашей семьи родными.

В Красной Поляне Владимир Васильевич взялся за поддержание имущества и работы комплекса, на территории которого дети занимались горными лыжами. База представляла собой четыре деревянных домика, один буксировочный подъемник "Швабра" и два бугельных подъемника.

"Не сервиз, а сервис"

На дворе 1992 год. Распад СССР, турбулентная экономика, страна походит на неуправляемый лайнер. Для реализации такого смелого по размаху проекта, как горнолыжный курорт, нужны финансы. Власти, ознакомившись с идеей, несомненно, яркой, но, что греха таить, с туманной перспективой, отнеслись к ней равнодушно. Тогда Владимир Овсянников решил взять кредит на строительство, заложив собственный дом. И в том же году создал "Альпику-Сервис", к работе привлек специалистов из Самары, которые активно участвовали в монтаже опор канатных дорог и других конструкций.

- Отец был уверен, что сможет окупить затраты, так как предприятие становилось бы на ноги без конкурентов, - продолжает Владислав. - И вы знаете, в банке ему поверили: у нас потом работал спасателем супруг кассира - женщины, которая выдавала сумму на строительство курорта. В целом отец отличался высокой организованностью, в ходе строительства не щадил себя и при своих обширных знаниях никогда не стеснялся учиться новому. При этом не чурался и физической работы. Помню, как однажды, засучив рукава, он откапывал киркой пробитый силовой кабель. И тут приезжает из Сочи бизнесмен, подходит к нему, оглядывает его залепленную грязью одежду: "А где директор?" - "Ну я", - отвечает отец, выпрямляясь. Тот не сразу поверил, потом извинялся за свой промах.

Вскоре компания объединилась с турбазой "Горный воздух". Ее генеральным директором стал Владимир Васильевич, а председателем правления - его близкий друг Петр Николаевич Федин.

- Кстати, друзья и предложили название "Альпика-Сервис", что в переводе означает "альпийская служба", - добавляет Владислав Овсянников. - Поначалу отцу это словосочетание показалось аляповатым. Случалось, сотрудники различных ведомств, где оформлялись документы, удивленно уточняли: "Что за сервиз?" - "Да нет, не чайный", - с улыбкой отвечал отец. Но потом оно прижилось.

Канатная дорога "Альпики" - единственная в горном кластере Сочи - совмещает на одной линии кресла и кабинки

Уже через год на свежеиспеченном курорте запустили первую очередь кресельной канатной дороги и приняли первых гостей. В последующие четыре года были отстроены еще две очереди. За сезон - с декабря по май - снежные склоны "разрезали" тысячи туристов. А в 2004-м открыли пятую очередь канатки французского производства с верхней станцией на высоте 2256 метров. Вершина поддалась! В ту пору на Кавказе она числилась единственной площадкой с панорамным видом, доступной для массового туриста. Обзор 360 градусов, в солнечные дни открываются как на ладони горы Абхазии и сливающаяся с небом полоска Черного моря. С 2008 года снежные трассы стали местом проведения международных соревнований - Кубка России по горным лыжам и этапа мировых соревнований Freeride World Tour, после чего весть об "Альпике" разнеслась далеко за пределы страны.

Когда турист доволен

Сейчас "Альпика" - часть современного курорта "Газпром Поляна". Владислав Овсянников работает здесь оператором 3-го разряда воздушно-канатных дорог. Первые шаги в профессию сделал во время учебы в Сочинском госуниверситете курортного дела и туризма (ныне СГУ). Отец посоветовал: "Умения лишними не будут, а найти себя всегда успеешь". Да так и остался, и в ближайшее первое января исполнится ровно 25 лет его трудового пути.

- В работе нравится общение с людьми, ощущение сопричастности к хорошему настроению отдыхающих, - отмечает Владислав Овсянников. - В этом плане особенно запоминаются встречи на верхней станции канатной дороги (обычно я там нахожусь): есть много тех, кто, поднявшись, радостно узнают меня, обмениваются впечатлениями. Кто-то катался на курорте в 90-е годы, и мы обязательно расспрашиваем друг друга о том, как сложилась жизнь или меняется курорт.

При этом работа оператора воздушно-канатных дорог сама по себе сопряжена с огромной ответственностью. Нужны знания в области техники и физики, а также правил техники безопасности. Такой специалист всегда готов к различным ситуациям, следит, чтобы в жаркий сезон наплыва туристов не возникало очередей, никого не зажало в кабинке. Кроме того, он проводит профилактический и текущий ремонт оборудования. В общем, "делает погоду", чтобы гость получал удовольствие от отдыха и захотел вернуться. Ведь на курорте самая протяженная канатная дорога в России, а еще здесь самая большая зона вечернего катания - это поистине волшебное время, когда снежную пелену окутывает мягкий сумеречный свет, в морозном небе мерцают звезды и спуски походят на настоящее приключение!

Олимпийская мечта

Удивительно, что еще в 1969 году в четвертом номере журнала "Техника - молодежи" (невероятно популярном по аналогии с нынешним изданием National Geographic) вышла статья Светланы Гурьевой, чьи строчки сейчас звучат пророчески. "Если Советский Союз когда-нибудь получит право на проведение зимних Олимпийских игр, то это будет только Красная Поляна, город Сочи", - пишет она. Это предсказание сбылось спустя 45 лет!

Владимир Овсянников тоже мечтал о зимней Олимпиаде в Сочи. Именно его детище послужило отсчетом для строительства спортивных объектов. До ее появления сочинский курорт воспринимался исключительно как летняя здравница СССР.

Кстати

В 2008 году "Альпика-Сервис", став частью курорта "Газпром Поляна", была переименована в "Альпику". В 2017 году завершилась ее глубокая реконструкция. Появились новые трассы и канатные дороги, аттракционы, санно-бобслейная трасса, маршруты для пешего туризма и многое другое. Интересно и то, что канатная дорога "Альпики" - единственная в горном кластере Сочи - совмещает на одной линии кресла и кабинки. Первые оснащены ветрозащитной системой и подогревом, их чаще предпочитают лыжники. Вторые полностью закрыты, оборудованы освещением - их выбирают сноубордисты.

Отдых без барьеров

Сочи попал в топ-15 городов РФ для инклюзивного туризма. Такие результаты исследования привел сервис Aviasales в рамках путеводителя "Короче". Индекс доступности локаций в Сочи составил 36 процентов. Проверить комфортные подходы к туробъектам команде помогли представители местного бизнеса и департамента курортов, туризма и потребительской сферы города Сочи. А методику, использованную для оценки, создал Центр стратегических разработок.