Прямо на дно Марианской впадины! Побывайте на судне "Витязь", не выходя из дома

Русское географическое общество запустило виртуальную экскурсию о судне "Витязь"
Русское географическое общество (РГО) запустило захватывающую виртуальную экскурсию в рамках образовательно-развлекательного проекта "Мир географии".
Визит в Музей Мирового океана без посещения главного экспоната - научно-исследовательского судна "Витязь" - не засчитывается.
Визит в Музей Мирового океана без посещения главного экспоната - научно-исследовательского судна "Витязь" - не засчитывается. / Предоставлено РГО

Космос как предчувствие

Если судьба занесет вас в Калининград, то маловероятно, что не побываете в одной из точек туристического притяжения: в Музее Мирового океана. А визит в упомянутый музей без посещения главного экспоната - научно-исследовательского судна "Витязь" - не засчитывается. Считайте, обделили себя знаниями и эмоциями. Но сейчас Русское географическое общество представило всем возможность посетить это судно, не выходя из дома. Не важно, где вы живете: во Владивостоке, Пскове, Донецке или Воркуте. Как? Расскажем, но сначала - зачем это?

У "Витязя" невероятная история. Когда его в 1939 году спускали на воду на верфи под Бременом, это был иной мир: наш Калининград еще был прусским Кенигсбергом, теплоход был грузопассажирским, на борту которого было начертано Mars. Предназначался для перевозки богатых путешественников и доставки бананов из Португалии и Испании. Заказчик задумал построить серию судов, названных в честь всех планет Солнечной системы. Кроме "Марса", успели спустить на воду "Нептун", "Плутон" и… Помешала война. Судно перевозило раненых и беженцев. Интересно, что каюты изначально были рассчитаны всего на 12 пассажиров, но в конце войны, когда под натиском Красной армии нацисты и гражданские побежали из Восточной Пруссии, "Марс" принимал на борт до 6 тысяч человек единовременно.

Зритель такого виртуального тура получает иллюзию высокой степени личного присутствия на судне. Фото: РГО

Именно за такими охотились наши подводники, включая знаменитого Маринеско, но "Марсу" была уготовлена иная судьба.

Судно назвали пафосно: "Империя, вперед". Теплоходу не понравилось, и он уплыл к нам

После нашей Победы, судно стало... Нет, не трофеем СССР. Его забрала Великобритания, переименовав в "Empire Forth". Ну не название, а лозунг: "Империя, вперед".

Теплоходу это не понравилось, и он уплыл к нам. Ну а если серьезно, то, конечно, не сам уплыл. В 1946 году союзники (Сталин, Черчилль и сменивший Рузвельта Гарри Трумэн) решили, что германский флот мы поделили не по справедливости. Именно тогда британский "Empire Forth" стал советским "Экватором", будучи приписанным к Таллину. Потом - к Ленинграду. Когда в 1946 году в Москве создали Институт океанологии АН, то главным экспедиционным судном стал этот теплоход, но уже под именем "Адмирал Макаров". А в апреле 1949 года выходил из Одессы в первый научный рейс уже "Витязем".

Когда судно "Витязь" в 1939 году спускали на воду на верфи под Бременом, это был иной мир: наш Калининград еще был прусским Кенигсбергом, теплоход был грузопассажирским, на борту которого было начертано Mars. Фото: Предоставлено РГО

Среди портов приписки был еще и Владивосток. С начала 1990-ых он на вечной стоянке в Калининграде.

Якорь вам во впадину

Мировая морская история знает судна и корабли, которые чаще меняли названия, и с очень необычными зигзагами "биографии". Но наш - абсолютная легенда, его история удивительна и уникальна. Немалая часть нынешних знаний человечества о мировом океане - именно благодаря ученым, работавших на "Витязе". И не только советских, но и из десятков стран мира. По сути, это не судно в обывательском понимании, а платформа для прорывных технологий. Их очень много, вот самая наглядная. Но сначала вопрос на засыпку: какая обычно длина якорных цепей? Теория гласит: берем глубину, где судно планирует встать на якорь, и умножаем на 5-8. Но в жизни обычно в пределах 30-40 метров. Гораздо реже якоря опускают на сотни метров.

Океанское морское чудовище со страшными глазами и тремя рядами зубов - макрурус. Субмарина на глубину в 2,5 км не опустится, а макрурус может. Фото: РГО

На "Витязе" в конце 1950-ых установили мировой рекорд по глубоководной якорной стоянке - 9600 метров! При этом трос его якорного устройства составлял фантастические 12 450 м. Это где же найти такую глубину? В районе Марианской впадины? Угадали: именно благодаря команде "Витязя" и ученым на его борту человечество узнало истинную глубину упомянутой впадины. Во время экспедиций были открыты новые типы организмов и даже новые формы жизни. Это была эпоха, когда мы лидировали в океанологии, или как минимум не уступали США по числу проектов и научных судов.

На "Витязе" в конце 1950-ых установили мировой рекорд по глубоководной якорной стоянке - 9600 метров! Фото: Предоставлено РГО

Ну и немного статистики: до "выхода на заслуженный отдых" за бортом "Витязя" остались 800 тысяч морских миль - 1 481 600 "сухопутных" километров. Это как обойти планету Земля по экватору 37 раз! Условно, конечно. Напрямую по экватору судно не пройдет, Латинская Америка, Африка и кое-какие архипелаги помешают. Но цифры удивительные.

Ароматы океанского бриза

Хочется в Калининград, на невероятный "Витязь"? Летим прямо сейчас, не вставая с кресла или с дивана. Заходим на сайт, наслаждаемся. Позовите в виртуальное путешествие и своих детей: персонажи анимированы, не хуже яркого мультика, только в 100 раз полезнее. Потому что делает всех умнее, расширяет горизонты.

Это проект Русского географического общества поддержал ВТБ. Повод: 30-летие швартовки "Витязя" у музейного причала. Мелочь, а приятно: на настоящую экскурсию нужно купить билет: 300 рублей обычный и 150 - льготный (пенсионеры, участники СВО, студенты). Виртуальная прогулка бесплатная.

Хотя одно другому не мешает. Сначала знакомимся с легендами отечественной океанографии из дома, а потом, когда судьба занесет на Балтику, поднимаемся на палубы, впитавшие запахи моря и энергетику дальних странствий. Ароматы и энергетическую сакральность океанов высокие технологии передавать не умеют. Пока, во всяком случае.

Да, пожелание от читателей: рядом с "Витязем" стоят и другие любопытные суда-музеи. И даже подводная лодка. Хорошо бы виртуально побродить и по ним.

Кстати

Есть идея

В центре подготовки операторов БПЛА Московского государственного гуманитарно-экономического университета разработан пилотный проект. Беспилотники помогут туристам проникнуть туда, куда не ступала нога путешественника. Ну, или ступало не очень много ног. Прилетаешь, скажем, в тайгу, а там есть места, куда не доберешься: болота, непролазные чащи, труднодоступные водопады. Или поход к ним просто опасен для жизни. Вспомните резонансную трагедию на плато Путорана, где с мокрой скалы сорвались профессиональные спасатели. Наконец, есть места, где массовый туризм губителен для экологии: например, на Куршской косе нельзя ходить по заповедным пескам. Выход? "Садишься" вторым пилотом в дрон, летаешь, любуешься. Вся красота перед твоими глазами в реальном времени. Если подготовка позволит, можешь и сам пилотировать дрон...

Это не фантазии об отдаленном завтра - это уже почти сегодня.