Выживших в авиакатастрофе россиян доставили из Актау в лучшие клиники Москвы

Спецборт МЧС России Ил-76 доставил в Москву всех девятерых россиян, включая девочку 11 лет, которые выжили в авиакатастрофе в казахстанском Актау. В московские клиники привезли наиболее пострадавших из них.

Санитарный рейс МЧС России отправился в Казахстан еще в день авиакатастрофы по прямому указанию президента РФ Владимира Путина.

В подмосковном аэропорту Жуковский с самого раннего утра дежурили экипажи ГИБДД, машины скорой помощи и медицины катастроф, реанимобили. Во время самого полета пострадавших сопровождали врачи отряда "Центроспас", психологи и специалисты минздрава России. Рейс прошел без происшествий.

Транспортный Ил-76, на котором прилетели пассажиры самолета, потерпевшего крушение, представляет собой спецборт, оснащенный современным оборудованием, новейшими медицинскими модулями, аппаратами искусственного дыхания и кардиомониторами. Словом, не случайно называется "Летающий скальпель". На этот борт можно даже загрузить целый реанимобиль, если пострадавших нужно доставлять в аэропорт из отдаленных районов.

Этот самолет носит название "Летающий скальпель". Ил-76 может взять даже реанимобиль

Тем временем, из МЧС Казахстана сообщили, что найдены тела 38 погибших при крушении самолета, 7 из них опознаны. По последним данным, на борту находились 69 человек (граждане Азербайджана, России, Казахстана и Киргизии), из которых выжили 29. По словам директора Федерального центра медицины катастроф НМХЦ имени Пирогова Алексея Осипова, то, что пострадавших смогли перевезти в столицу, большая заслуга работы иностранных коллег: "Они в Актау обеспечили максимальный доступ к пациентам, общими усилиями мы стабилизировали их состояние и подготовили к транспортировке".

Как рассказал помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов, состояние троих пострадавших оценивается как крайне тяжелое, одна пациентка в тяжелом состоянии, еще пятеро, в том числе ребенок, - в состоянии средней степени тяжести. Госпитализировали доставленных в московские и федеральные медучреждения.

Как сообщила пресс-служба департамента здравоохранения Москвы, двух пациентов доставили в НИИ Скорой помощи им. Склифосовского. Имен столичные врачи не называют. Известно лишь, что это мужчина в состоянии средней тяжести и женщина в крайне тяжелом состоянии. Но, судя по кадрам, один из пациентов - 48-летний Рахимов Субхонкул. Это именно тот пассажир, который видел своими глазами всю трагедию и смог самостоятельно смог покинуть борт самолета.

Пострадавшие так же доставлены в НМХЦ имени Пирогова и другие федеральные клиники.

Что известно об экипаже

Капитаном воздушного судна, упавшего в Актау, был россиянин Игорь Кшнякин. В азербайджанской авиакомпании AZAL назвали его опытным пилотом с налетом в общей сложности более 15 тыс. часов, из которых 11,2 тыс. в качестве капитана. Как сообщила RT его жена, о судьбе мужа ей пока ничего не известно. Она назвала его очень опытным и профессиональным пилотом.

В Росавиации "Российской газете" ответили, что не располагают информацией об Игоре Кшнякине. Однако ранее казахстанские СМИ сообщили, что, по предварительным данным, оба пилота в авиакатастрофе погибли. По словам пассажира Субхонкула Рахимова, оперативные службы находились недалеко от места происшествия, они очень быстро и слаженно отреагировали на ЧП.

"Сразу выйти из самолета не получилось, потому что было все завалено, дверь была закрыта. Дальше быстро все произошло, казахстанские службы быстро приехали, "скорая" тоже рядышком была", - рассказал журналистам Рахимов. Он также упомянул о храбрости стюардессы. Бортпроводница азербайджанской авиакомпании в критический момент проявила мужество и стойкость, свою работу выполнила на "отлично".

На борту, потерпевшем крушение, также находился 28-летний бортпроводник "Уральских авиалиний" Рамин Агаев. В российской авиакомпании уже подтвердили его гибель и выразили соболезнования родным. Молодой человек взял выходные дни, чтобы отвезти 6-летнего племянника к бабушке в Баку. На злополучном рейсе он возвращался в Москву с пересадкой в Грозном, чтобы выйти на работу 29 декабря.

Так что же случилось в небе Актау

Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

- В соответствии с требованиями документов ИКАО, расследование аварийной посадки самолета Embraer 190 в районе аэродрома Актау проводится Казахстаном. В минтрансе страны сообщили, что будут привлечены специалисты из Бразилии (как государства - производителя воздушного судна) и Азербайджана (как государства регистрации самолета). Расследователи, скорее всего, сосредоточатся на очевидных трудностях в управлении самолетом.

Когда Embraer 190 приближался к Актау, экипаж, по-видимому, первоначально планировал выполнить заход на ВПП 11, однако он был прерван. Затем пилоты выполнили разворот примерно на 270 влево, а затем вправо. Возможно, пытаясь войти в створ полосы для второй попытки посадки. Но самолет перешел в крутое снижение, из которого так и не вышел.

Портал по отслеживанию полетов Flightradar24.com публикует информацию о том, что в течение последних минут полета перед столкновением с землей курс и высота самолета значительно изменялись.

Судя по всему, экипаж столкнулся с серьезными техническими неисправностями, включая отказ GPS, системы управления и гидравлики. Еще накануне появилась версия о столкновении с птицами. То, что птицы могут представлять реальную угрозу для безопасности полетов, - это факт. Можно вспомнить посадку на реку Гудзон самолета Airbus A320 авиакомпании US Airways в 2009 году, а также посадку на кукурузное поле самолета Airbus A321 "Уральских авиалиний" в 2019 году. В обоих случаях все находившиеся в самолетах люди остались живы.

Но очень часто столкновения с птицами заканчиваются серьезным ущербом для воздушного судна и дорогостоящим ремонтом.

И все-таки озвучивать версии, когда расследование только началось, дело неблагодарное. Напомню, всегда обязательно отрабатываются такие причины, как техническая неисправность, человеческий фактор, метеоусловия, внешнее воздействие и т.д.

Сейчас некоторые задают вопрос: насколько надежный этот самолет? Он сертифицирован для перевозки пассажиров, и этим сказано все. Кабина полностью цифровая. Комплект авионики - модульный, основан на электронной системе полетной информации Honeywell Primus Epic (EFIS) с пятью жидкокристаллическими цветными дисплеями. Оснащен электродистанционной системой управления полетом.

По имеющимся данным, всего с 2000-х годов выпущено 1695 самолетов линейки Embraer Е-Jet. И за все время эксплуатации этот тип воздушного судна попадал в авиакатастрофы только три раза. Причем не по техническим причинам.

Кстати, разбившему самолету всего одиннадцать лет. Прямо скажем, возраст по меркам авиации "юношеский". Он был собран на заводе в Сан-Паулу, а свой первый полет совершил 24 июля 2013 года. И еще важный момент: авиакомпания получила его сразу от производителя. То есть все одиннадцать лет своей эксплуатации он принадлежал только Azerbaijan Airlines.

Согласно международным стандартам ИКАО, предварительный отчет о результатах расследования должен быть представлен через месяц.

Есть ли Embraer в России

Как сообщили в Росавиации, самолеты Embraer-190 в России эксплуатирует только авиакомпания Pegas Fly, их у нее шесть. Эти самолеты имеют вместимость 110 человек, крейсерскую скорость 890 км/ч, дальность полета 3,2 тыс. км.

Авиаэксперт, экс-конструктор "Сухого" Вадим Лукашевич рассказал, что бразильская компания Embraer - мировой лидер по производству ближнемагистральных самолетов. "Это хорошие самолеты, выпускаются крупносерийно. Каких-то нареканий на них, насколько мне известно, нет. Это - комфортабельный, надежный самолет", - отметил он.

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов тоже считает Embraer-190 хорошим самолетом. "Около 80% отзывов о нем - положительные. Эти бразильские самолеты в мире довольно распространены, их много и в Индии, и в других странах. Это довольно надежные самолеты. Хотя с Airbus и Boeing конкурировать они не могут, находятся чуть-чуть дальше", - рассказал летчик.

Embraer ERJ-190 относится к семейству двухмоторных среднемагистральных узкофюзеляжных пассажирских самолетов для маршрутов малой и средней дальности. Бразильская компания Embraer запустила его серийное производство в 2002 году. Многие авиакомпании в своих рекламных проспектах называют этот самолет "воздушным такси" - идеальным судном для коротких рейсов.

Официально

Пока неверно строить какие-либо гипотезы о причинах авиакатастрофы. Так пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ответил на вопрос об одной из возможных причин - действиях ПВО. "До выводов следствия выстраивать какие-то гипотезы было бы неверно, и мы, конечно же, этого делать не можем", - сказал он на брифинге в четверг.

Прямая речь

Мария Львова-Белова, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка:

- Пострадавшие в авиакатастрофе в Актау 11-летняя девочка и ее мама сейчас находятся в учреждениях здравоохранения в Москве. Их родственники нам сообщили, что сегодня вылетели из Грозного в Москву. Мы находимся с ними и Уполномоченным по правам ребенка в Республике Казахстан Динарой Закиевой на постоянной связи. С девочкой, имя ребенка я называть не могу, работают психологи, ее физическое состояние у врачей тревог не вызывает. Состояние мамы оценивается как тяжелое. Молимся о выздоровлении ребенка, ее мамы и всех пострадавших.

Подготовила Татьяна Владыкина

Кто расшифрует "черный ящик"

Вся информация о крушении самолета Embraer 190 азербайджанской авиакомпании Azerbaijan Airlines вблизи города Актау будет доведена до общественности. Об этом заявил спикер Сената парламента Казахстана Маулен Ашимбаев. Он подчеркнул, что пока идет расследование специальной правительственной комиссии, рано говорить о причинах катастрофы. Ашимбаев заверил, что никакая информация о трагедии не будет скрыта, и призвал "не разгонять спекуляции и необоснованные заявления". "Это неправильно, неэтично, это показатель того, что те или иные люди хотят в этой ситуации заработать для себя те или иные дивиденды", - указал политик.

В ближайшее время в Казахстан прибудут специалисты авиационных властей Бразилии и компании Embraer. Они примут участие в расследовании происшествия, а также в расшифровке "черных ящиков", найденных на месте трагедии. Премьер Казахстана Олжас Бектенов поручил усилить авиационную безопасность после крушения. Планируется провести внеплановую ревизию и взять на особый контроль техническое состояние аэропортов и воздушных судов, а также усовершенствовать механизм аварийно-спасательных работ.

Министр транспорта Казахстана Марат Карабаев сообщил, что в катастрофе погибли 23 гражданина Азербайджана, 6 граждан Казахстана, 7 граждан России.

В AZAL подчеркнули, что потерпевший крушение самолет был технически исправен: последний техосмотр он проходил в октябре 2024 года. "Мы никогда не забудем любимых людей, которых мы потеряли в крушении самолета Embraer 190, - говорится в заявлении компании. - Эта потеря оставила глубокую рану в сердце целого сообщества, напоминает нам о необходимости быть более сострадательными и связанными друг с другом". В аэропорту Баку в память о жертвах установлен мемориальный стенд. "Он открыт для всех, приглашая посетителей поделиться своими молитвами, воспоминаниями и уважением от всего сердца, - отметили в AZAL. - Пусть души тех, кто трагически погиб, покоятся с миром, и пусть память о них живет вечно".

Подготовил Иван Сысоев