Проверка слуха: начнут ли частным клиникам присваивать звезды качества

Частным клиникам в России предложили присуждать звезды в зависимости от качества их услуг - по примеру отелей. С таким предложением выступили в "Общественной потребительской инициативе" во время "круглого стола" в Совете Федерации, где обсуждались проблемы качества частной медицины в России.
iStock

Прежде чем "раздавать" звезды, предстоит создать методику оценки для такого рейтинга. За это предлагают взяться сами общественники, при участии Росздравнадзора и Роспотребнадзора. Однако во всех трех профильных ведомствах - минздраве, Росздравнадзоре и Роспотребнадзоре - эту информацию "Российской газете" не подтвердили.

Пока вообще непонятно, о каких "услугах" для участия в рейтинге может идти речь. Качество медицинской помощи у частных клиник контролирует Росздравнадзор. А алгоритмы их работы должны соответствовать разработанным минздравом клиническим рекомендациям - они едины для медучреждений всех форм собственности. Но о том, что готовятся какие-то дополнительные оценочные критерии для "частников", не подтверждают ни в том, ни в другом ведомстве. В Роспотребнадзоре "РГ" вообще заявили, что тема вне компетенции федеральной службы.

В Комитете Госдумы по охране здоровья считают, что любая клиника - хоть государственная, хоть частная - должна работать качественно, и никаких исключений здесь не может быть.

"Именно в этом залог доверия пациентов к врачам и системе здравоохранения в целом, - пояснил "РГ" первый зампредседателя комитета, известный онкохирург Бадма Башанкаев. - Недопустимо, чтобы одна и та же процедура выполнялась по-разному в разных клиниках. Я убежден, что каждая медорганизация - государственная или частная, работающая за счет бюджетных средств или фонда ОМС - должна демонстрировать высокий уровень качества. И этот стандарт должен быть одинаковым для всех регионов страны". Депутат рассказал, что в комитете сейчас работают над законопроектом о единых стандартах качества медицинской деятельности. "В этом процессе участвуют ведущие специалисты отрасли, представители пациентских организаций, Росздравнадзора и минздрава. На данном этапе мы ждем их анализа ситуации и предложений, чтобы вместе продолжить сделать актуальный и справедливый закон", - отметил Башанкаев.

Во Всероссийском союзе пациентов отнеслись к инициативе рейтинговать частные клиники с недоумением.

"Есть три уровня контроля работы клиник: внутренний, за который отвечает главный врач, региональный (уровень местного минздрава) и федеральный - это зона ответственности Росздравнадзора, - пояснил "РГ" сопредседатель ВСП Ян Власов. - Критерии качества разработаны Минздравом России. И только по ним происходит оценка работы клиник. Медпомощь должна оказываться пациентам в соответствии с клиническими рекомендациями совершенно одинаково в любой клинике. Все остальное - это уровень сервиса. Систему качества по сервису может разработать, например, ассоциация частных клиник, и на ее основе теоретически присваивать звезды. Но к уровню медпомощи это никакого отношения не имеет".

При этом давать звезды клиникам исключительно за уровень сервиса - это вряд ли правильная идея. По сути, такой рейтинг может вводить в заблуждение пациентов, которых в первую очередь интересует качество диагностики и лечения и только потом - отсутствие очередей, комфортабельность палат и другие удобства.