Минтранс уже внес соответствующие изменения в Федеральные авиационные правила, они опубликованы на портале правовой информации и официально вступят в силу 20 января. Согласно поправкам перевозчик обязан предоставить ребенку в возрасте до 12 лет и сопровождающему его пассажиру соседние места на борту воздушного судна в одном ряду, не разделенные проходом, в соответствии с классом обслуживания и с соблюдением требований безопасности полетов без взимания дополнительной платы.
Ранее на правила перелетов пассажиров с детьми обратила внимание Генпрокуратура после многочисленных обращений граждан. В конце 2023 года в правила перевозок авиакомпаний внесли изменения, а минтранс был проинформирован "о необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего вопросы воздушной перевозки несовершеннолетних".
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов подтвердил, что было несколько нашумевших инцидентов, когда родителей с детьми рассаживали на борту самолета. Некоторые авиакомпании запрещали пассажирам пересаживаться, даже если соседи были не против. Но это, по его словам, не было масштабной проблемой. "Единственная проблема, которая существенно волновала всех родителей, заключалась в том, что выбор мест был платным", - подчеркнул он.
Зотов пояснил, что пассажир на этапе регистрации, онлайн или в аэропорту, за отдельную плату, которая в среднем составляет от 300 до 600 рублей, может выбрать себе места в салоне самолета. Но некоторые родители этого не делали, полагая, что их и так посадят вместе, а на стойке регистрации часто оказывалось, что на большинство мест уже зарегистрировались пассажиры и остались единичные кресла. В итоге семьи рассаживали. Однако принятие новой нормы проблему не решит, считает он. Потому что все равно будут возникать спорные ситуации, причем даже чаще, чем раньше. Родители, поздно прибыв на регистрацию, начнут требовать совместного размещения, притом что другие пассажиры уже оплатили выбор мест и им тогда придется возвращать деньги.
"То, что сделали выбор места бесплатным для родителей, это правильно, но нужно было бы ограничить время возможности такого выбора, чтобы не возникало спорных ситуаций уже перед вылетом", - подчеркнул Зотов.
Вице-президент Ассоциации туроператоров России Артур Мурадян тоже не исключает, что авиакомпаниям придется возвращать деньги оплатившим выбранные места пассажирам. При этом он отметил, что, несмотря на законодательные изменения, родителям никто не запрещает воспользоваться услугой платной рассадки, потому что система будет их рассаживать по принципу "вместе, а где - уже неважно".
"Как многодетный отец я очень позитивно оцениваю последние изменения. Родители в приоритетном порядке должны размещаться вместе с детьми, чтобы иметь возможность помочь им в случае чрезвычайной ситуации и вести за ними контроль во время полета", - отметил он.
Платная рассадка, по его наблюдениям, пользуется большим спросом у авиапассажиров, хотя ее стоимость у иностранных перевозчиков может доходить до 15 тыс. рублей. При этом он отметил, что пока неизвестно, как именно зарубежные авиакомпании отнесутся к изменениям, внесенным в российские авиационные правила. Но по факту они обязаны исполнять такого рода требования.