Средняя розничная стоимость книги увеличивается на фоне экономических трудностей. По данным Ассоциации книгораспространителей, за девять месяцев 2024 года она составила 498,9 рубля, что почти на восемь процентов выше прошлогоднего уровня.
- Книги дорожают по причине увеличения затрат на полиграфические услуги, материалы, а также логистику. Издательства вынуждены повышать отпускные цены, как следствие, книги на полках магазинов становятся дороже. Так, с начала 2025 года издательства запланировали повышение цен ориентировочно на 7-10 процентов из-за роста стоимости полиграфии. То есть в ближайший год говорить о стагнации цены не получится, - утверждает президент ассоциации Светлана Зорина.
Как рассказал "РГ" генеральный директор издательства "Бумкнига" Дмитрий Яковлев, летом предприятие подняло на 5-10 процентов цены на книги, которые были напечатаны до осени 2023 года. На рукописи, вышедшие в печать осенью 2023 года, цены поднимать не стали, потому что они и так уже были высоки с точки зрения редакции.
- Книги, изданные в 2024 году, стоят еще дороже. Нам удалось сдержать повышение цен на серию детских комиксов "Ариоль" за счет того, что мы отказались от твердого переплета и теперь печатаем всю серию в мягком переплете с клапанами, - делится Дмитрий Яковлев.
При этом, по словам специалиста, почти у всех петербургских магазинов оборот не падает, но снижается количество проданных экземпляров. Связано это как раз с увеличением цен на книги.
Но, несмотря на сохранение оборотов, рынок книготорговли Северной столицы демонстрирует сокращение. По данным "Контур.Фокуса", за два года было ликвидировано 249 книжных организаций.
- На книжном рынке Петербурга работает больше юрлиц, чем ИП, но количество предпринимателей показывает рост, а юрлиц, наоборот, становится меньше. В 2024 году доля ИП выросла до 35,58 процента, а доля юрлиц сократилась до 64,42 процента, - отмечают там.
По данным Ассоциации книгораспространителей России, на ноябрь 2024 года в Северной столице насчитывалось 187 книжных магазинов. Годом ранее в городе функционировало 198 торговых точек. За год закрылось 12 книжных. По словам Зориной, магазины прекращают работу по всей стране. Причина этому - повышение арендных ставок, увеличение затрат на персонал и налоги, а также ценовой демпинг на маркетплейсах. Экономическая эффективность работы книжных магазинов серьезно снижается, из-за чего те становятся нерентабельными.
Эксперт проекта "Контур.Фокус" по экономической безопасности бизнеса Антон Яковлев подчеркивает, что сокращение книжного бизнеса некорректно объяснять тем, что население стало менее читающим. Ключевое влияние на сегмент оказывает активная цифровизация общества: развиваются как сервисы электронных книг, так и электронные сервисы самиздата. Электронные книги более компактны, их можно носить в кармане или сумке. Это удобнее, чем хранить бумажную библиотеку дома или возить с собой полчемодана книг в отпуск.
Так, аналитики Moneyplace (входит в экосистему Контур) подсчитали, что только на "Вайлдберриз" и "Озоне" в 2024 году россияне потратили на покупку электронных книг более 475 587 790 рублей. Объем продаж электронных книг в ноябре, когда уже начиналась подготовка к сбору новогодних подарков, составил 81 178 747 рублей на этих площадках, что в четыре раза превышает аналогичный показатель в мае этого же года. Как и в 2023 году, лидирующим каналом продаж книжной продукции остается онлайн (где наибольшую долю занимают маркетплейсы), добавляют в Ассоциации книгораспространителей России. Доля интернет-канала в прошедшем году составляла около 50 процентов в обороте печатных книг.
- Негативная тенденция в книжном бизнесе - неизбежное явление. Однако, как показывает практика, сохраняется потребность как в издательском деле, так и адаптация издательской и книжной деятельности под запросы читающей молодежи. Появляются отечественные издательства комиксов, адаптация манги и тому подобное. Реальность такова, что именно представители гик-культуры становятся основными потребителями издательской продукции, если не учитывать учебную литературу. В пользу этого аргумента говорит и довольно серьезная доля ИП, которые чаще всего и ориентированы на работу с потребителями из гик-культуры, - заключает Антон Яковлев.