В декабре рыбопромышленники Дальнего Востока отчитались о добыче 235,4 тысячи тонн лосося, более половины улова - на Камчатке (130,7 тысячи). При этом ВНИРО прогнозировал вылов на 2024 год в 320 тысяч тонн, из которых на Камчатку приходилось 167 тысяч.
Соответственно, и ситуация с красной икрой складывается аналогично - из-за плохой путины ее добыли меньше обычного. Но тут все не настолько критично, поскольку у производителей есть значительный запас замороженной продукции с предыдущего года. В 2023-м, по оценкам экспертов, было заготовлено около 25 тысяч тонн красной икры, при том что ежегодное потребление этого деликатеса в нашей стране составляет примерно 15 тысяч тонн. Так что эти запасы вполне компенсируют "недостачу", сложившуюся в 2024 году.
Цены растут в первую очередь не из-за объективных проблем, а в связи с увеличением различных накладных расходов, например, на хранение и транспортировку. Ну и желание производителей заработать играет не последнюю роль в ценообразовании.
Эксперты заверяют, что дефицита красной икры в России не будет и, более того, предложение превысит спрос.
Для того чтобы нивелировать эффект неудачных путин, делать красную (и не только) рыбу доступной для массового потребителя и контролировать цены, необходимо продолжать наращивать переработку, создавать новые холодильные мощности и развивать логистику. По каждому направлению сделано уже немало: на Дальнем Востоке растут рыбоперерабатывающие и рыбоводные заводы. Например, при реконструкции Корсаковского порта на острове Сахалин в эксплуатацию будут введены завод по обработке рыбной продукции и холодильные мощности на пять тысяч тонн - и это только начало. После завершения строительства будет сформирован единый технологический комплекс, направленный на выпуск продукции для российского рынка. Все это делается при поддержке государства, но в основном на деньги бизнеса, поэтому повышение стоимости кредитных ресурсов может серьезно скорректировать этот растущий тренд.
Большое значение имеет и развитие логистических возможностей регионов ДФО. Здесь надежды возлагают на увеличение количества регулярных рейсов по Северному морскому пути. Дальний Восток вполне мог бы вывозить готовую продукцию в европейскую часть России. Планы такие есть, сейчас прорабатывается их реализация.
Но не икрой единой может пополниться стол наших граждан. Не стоит забывать о других дарах моря, добываемых на Дальнем Востоке, но не так известных в Центральной России: различные ценные моллюски (трубач, гребешок), креветка и, конечно, краб.
Все это богатство, к сожалению, из-за проблем с хранением и логистикой большей частью сбывается на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона, хотя вполне могло бы поступать и на столы россиян. Дальний Восток - настоящая сокровищница морских деликатесов, польза и вкус которых давно и по достоинству оценены и дальневосточниками, и соседями в АТР.
Пока же большинство наших граждан могут попробовать эти деликатесы, лишь приехав на Дальний Восток. Для развития гастрономического туризма это, может, и хорошо. И в то же время настала пора разнообразить меню соотечественников из других регионов страны. Задача с наскоку не решаемая, но вполне посильная.