Черный год для Boeing: полет в турбулентности

Boeing показал худший результат поставок коммерческих самолетов со времен ковида
17.01.2025 / 16:29
Некогда звездная репутация заокеанского лидера в авиации и аэрокосмической отрасли оказалась прилично подмоченной. Сможет ли Boeing восстановиться и вернуть свои позиции?
Некогда звездная репутация заокеанского лидера в авиации и аэрокосмической отрасли оказалась прилично подмоченной. Сможет ли Boeing восстановиться и вернуть свои позиции? / Getty Images
Boeing раскрыл статистику поставок коммерческих самолетов в 2024 году: всего - 348. По оценкам экспертов, это худший результат со времен пандемии COVID-19. А чуть ранее о своих итогах отчитался главный конкурент американского самолетостроителя - Airbus. У того, напротив, рекорд: 766 переданных заказчикам самолетов. Лучший показатель европейца с 2019 года.

Ситуацию на мировом авиастроительном рынке для "РГ" комментирует генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко:

- Разрыв между двумя крупнейшими игроками на мировом рынке гражданской авиации достиг критического уровня. Ушедший год стал для Boeing поистине разрушительным. Акции упали более чем на 30%, а за последние пять лет компания понесла убытки более чем 23 миллиарда долларов США. Помимо финансовых трудностей, Boeing отстал от Airbus как по продажам, так и по поставкам самолетов. Что еще больше подорвало уверенность в будущем американского самолетостроителя.

Некогда звездная репутация заокеанского лидера в авиации и аэрокосмической отрасли оказалась прилично подмоченной. Сможет ли он восстановиться и вернуть свои позиции?

Не будем забывать: Boeing - краеугольный камень американского производства и один из основных вкладчиков в экономику США. В компании работают 150 тысяч человек, а через глобальную цепочку поставок фирма поддерживает бесчисленное множество производств в самых разных странах. Однако повторяющиеся кризисы приносят свои "плоды".

Неприятности в прошлом году начались практически с его самого начала: 5 января при выполнении рейса Alaska Airlines на высоте более 5 тысяч метров от фюзеляжа Boeing 737 MAX отвалилась заглушка люка, оставив огромную, размером с холодильник, дыру. Расследование показало: панель аварийного выхода не была должным образом закреплена. К счастью, все на борту были пристегнуты ремнями безопасности, и это позволило избежать травм или жертв.

По горячим следам FAA приостановило на три недели полеты Boeing 737 MAX с аналогичной конфигурацией. Не только в США - везде! "Этот инцидент не должен был произойти, и он не должен повториться", - заявили регуляторы.

Событие вызвало серьезную тревогу в мире, учитывая, что Boeing 737 MAX - самый новый и самый покупаемый самолет фирмы: более 1600 уже продано и почти 4800 заказано. Тем не менее, еще до этого инцидента показатели безопасности самолета находились под пристальным вниманием.

Все помнят две катастрофы Boeing 737 MAX в конце 2018 года в Индонезии и в начале 2019 года в Эфиопии. Погибли 346 человек. Расследование показало, что причиной и там, и там стала новая система программного обеспечения управления полетом, для освоения которой пилотам понадобилось бы длительное переобучение. Однако с целью сокращения расходов такое переобучение не проводилось, а система оказалась несовершенной. Поэтому при отказе всего лишь одного "копеечного" датчика - а резервный также в целях экономии предусмотрен не был - летчики не знали, что делать с переставшей подчиняться их действиям машиной.

На высоте более 5 тысяч метров от фюзеляжа Boeing 737 MAX отвалилась заглушка люка, оставив дыру размером с холодильник. Фото: Соцсети

Тогда приостановка полетов продолжалась долгих двадцать месяцев, в течение которых регулирующие органы изучали каждый аспект конструкции машины. Длительное прекращение полетов нанесло весомый экономический урон авиакомпаниям и, конечно, самому Boeing.

Тревожный инцидент с самолетом Alaska Airlines только усилил растущую обеспокоенность по поводу безопасности флота Boeing, и теперь компания вновь сталкивается с обвинениями в "приоритете прибыли над безопасностью".

Кстати, пристальное внимание расследователи уделили компании Spirit AeroSystems, которая изготовила фюзеляж и злополучную дверную заглушку. И здесь вскрылись также нелицеприятные подробности: бывший инспектор отдела контроля качества Spirit утверждал, что на заводе компании в Канзасе было обнаружено "чрезмерное количество дефектов". Но его попросили скрывать проблемы качества, а когда он поднял тревогу по поводу дефектов, то подвергли репрессиям.

Кроме этого, серьезной критике была подвергнута спорная практика FAA США передоверять контроль качества и анализ обеспечения безопасности продукции самим производителям. Получалось так, что Boeing и его поставщики говорили: "Все, что мы производим, сделано качественно и безопасно для выполнения полетов", а в государственном учреждении этому слепо верили. Как оказалось - очень зря.

Сегодня, несмотря на то, что коммерческие авиаперевозки в целом остаются безопасными, перед самолетостроителем вновь встают вопросы о способности соответствовать стандартам качества и безопасности. Впрочем, многие из них также касаются надзора FAA за Boeing и "уютных" отношений корпорации с правительством США: от оказания помощи корпорации в продаже самолетов на международном рынке до ее статуса крупного работодателя и военного подрядчика.

Следователи осматривают обломки на месте крушения Boeing 737 Max 8 авиакомпании Ethiopian Airlines. Фото: Getty Images

Ситуация оказалась настолько серьезной, что генеральный директор Boeing Дэйв Калхун был вызван на Капитолийский холм. Пришлось отвечать на неприятные вопросы как от демократов, так и от республиканцев. А по итогам слушаний - уйти с должности вслед за уволенным старшим вице-президентом компании, отвечавшим за качество. Кстати, не слишком долго задерживаются на своих постах и руководители FAA: с апреля 2022 года сменилось уже четверо.

Просто уволиться удается не всем. Так, в марте бывший менеджер по контролю качества компании Boeing, ставший разоблачителем нарушений, был найден мертвым в своем автомобиле…

Но списывать все проблемы на один тип самолетов, производимых Boeing, не совсем верно. Вот, например, ситуация с готовящимся к сертификации Boeing 777Х - конкурентом европейского Airbus A350.

В 2024 году в тестовом полете произошел отказ структурного компонента, связанного с двигателем, что привело к остановке летных испытаний. Этот инцидент вызвал опасения по поводу готовности самолета к сертификации и поставке. Изначально ожидалось, что он поступит в эксплуатацию в 2020 году. Теперь же сроки сдвинуты на 2026 год, что свидетельствует о значительных проблемах в проектировании, производстве и сертификации. Эти задержки не только дорогостоящи, но также влияют на репутацию Boeing и доверие клиентов.

Европейцы тем временем в 2014-2024 годах получили 1344 заказа на самолеты семейства Airbus A350, из которых 642 уже выполнили.

Вдобавок к этим проблемам "прилетела" еще одна. С сентября по ноябрь забастовали более 33 тысяч технических специалистов корпорации. Забастовка временно остановила производство самолетов Boeing 737, 777 и 767, а также их производных. Таких, как топливозаправщик KC-46 для ВВС США и морской самолет P-8 для ВМС.

Перед американским самолетостроителем вновь встают вопросы о способности соответствовать стандартам качества и безопасности

Члены профсоюза в начале ноября проголосовали за прекращение забастовки после предложения компании повысить зарплату почти на 40% за четыре года и улучшить льготы. Уже к октябрю забастовка обошлась Boeing примерно в 5 миллиардов долларов, а окончательные цифры еще подсчитываются.

Проблемы Boeing выходят далеко за рамки коммерческой авиации, поскольку его космические амбиции также сталкиваются с серьезными препятствиями. Известно, что с июня двое американских астронавтов застряли на Международной космической станции после того, как у космического корабля Boeing Starliner обнаружились серьезные проблемы: перед запуском в двигательной установке была обнаружена утечка гелия, а после стыковки с МКС ситуация ухудшилась. Эти проблемы свидетельствуют о системных недостатках конструкции Starliner и побуждают НАСА провести переоценку перспективности космического корабля для будущих полетов с экипажем.

В общем, ситуация сложнейшая. С другой стороны, нельзя не отметить, что Boeing не стал кивать на пресловутые внешние обстоятельства, не потребовал от государства экстренного финансирования, а вплотную занялся изучением своих слабых мест и принятием решительных мер по их устранению. В конце прошлого года компания заявила, что "идет по плану", который она представила FAA и в котором был указан ряд изменений, направленных на улучшение рабочих процессов и безопасности на заводах.

Boeing провел обязательное обучение по вопросам безопасности и качества для всех сотрудников, зачислил более 2 500 работников в свой центр практического обучения. Компания усовершенствовала анонимный канал: в результате по 70% из поступивших около 200 добровольных сообщений уже предприняты "корректирующие действия".

Что касается производства, то Boeing заявил: усовершенствованы процедуры, позволяющие лучше отслеживать работу, детали и оборудование по мере продвижения самолетов по заводу. Компания упростила планы установки оборудования на машинах серии 737, внедрила новую систему отслеживания незавершенных работ и начала выборочные проверки, чтобы убедиться, что сотрудники правильно документируют снятие и замену деталей.

Впрочем, и тут не обошлось без ложки дегтя: 29 декабря 2024 года аварийная посадка Boeing 737-800 в южнокорейском Муане привела к гибели 179 человек. Расследование продолжается. И еще предстоит выяснить, каким образом попавшее на видео столкновение с птицей могло привести к такому трагическому результату.

Что ждет Boeing в наступившем году? Рискну предположить, что впереди - продолжительный полет в условиях турбулентности.

Прежде всего, Boeing будет ждать первых результатов деятельности новой администрации США. Если новый/старый американский президент последует своим предложениям по тарифам, то разветвленная глобальная цепочка поставок компании оставит ее незащищенной в случае торговой войны, которая может начаться. Перебои в торговле могут привести к росту расходов, так как почти половина поставщиков компании находится за пределами США.

Однако наибольшую озабоченность у руководства компании вызывает замедление производства: сначала в попытке улучшить качество после инцидента с самолетом Alaska Air, а затем из-за забастовки. Такая комбинация снижает денежные потоки и подрывает позиции компании по сравнению с конкурентом Airbus, на долю которого, по данным Bloomberg, в прошлом году пришлось почти 60% мирового портфеля заказов на коммерческие самолеты.

К сказанному, наверное, необходимо добавить, что Boeing - это не только коммерческие самолеты. Его военная программа намного разнообразнее, чем гражданская. Корпорация строит бомбардировщики, истребители и штурмовики, топливозаправщики и транспортники, самолеты военные учебные, оборудованные электронными средствами ведения разведки и многоцелевые, беспилотные летательные аппараты, управляемые ракеты, космопланы и т.д. Поэтому не стоит предполагать, что правительство США заинтересовано в том, чтобы проблемы Boeing оставались нерешенными.

Наступивший год будет решающим для компании, чтобы показать клиентам, поставщикам, инвесторам, регулирующим органам и конкурентам, что Boeing действительно находится на пути к восстановлению.

Что ж, как говорится, поживем - увидим.

Поделиться