Трамп считает, что проход по каналу американских военных кораблей слишком дорого им обходится. Винит он в этом китайские компании, работающие с каналом, правда, как признают американские же СМИ, никаких доказательств он не привел ни во время инаугурационной речи, ни ранее, когда уже выступал с данной инициативой.
Передачу этой транспортной артерии полностью под контроль Панаме в 1999 году Трамп назвал "глупым подарком". И пообещал вернуть его обратно. Впрочем, в первых указах 47-го президента, подписанных в день инаугурации, нет никаких упоминаний Панамского канала.
Президент Панамы Хосе Рауль Мулино уже заявил в ответ, что транспортная артерия останется под контролем его страны. "От имени Республики Панама и ее народа я должен полностью отвергнуть слова, изложенные президентом США Дональдом Трампом в его инаугурационной речи в отношении Панамы и ее канала. Я повторяю: канал принадлежит и будет принадлежать Панаме", - указал Мулино.
По его словам, передача канала под контроль республики не была подарком, уступкой, а стала результатом длительной борьбы целого ряда поколений панамцев. И сегодня они считают канал одним из символов страны. В 2024 году он принес в казну почти 5 миллиардов долларов.
Стоит напомнить, что Панама до начала XX века была частью Колумбии, независимость она обрела в 1903 году. Произошло это, кстати, при активной поддержке США. Президент США Теодор Рузвельт отправил военные корабли к атлантическому и тихоокеанскому побережью Панамы, чтобы поддержать движение за независимость.
Что касается канала между Атлантическим и Тихим океаном, то идея его прокладки через перешеек возникала неоднократно с XVI века. Правда, реальные исследования такой возможности впервые провели только в конце XVIII столетия. А к практической работе приступили еще век спустя.
Тогда Франция арендовала у Колумбии на 99 лет территорию, по которой должен был пройти канал, но столкнулась с рядом проблем. Из-за болезней, которые косили рабочих, коррупции на местном уровне и высоких трат проект провалился, компания, которая занималась строительством, обанкротилась.
Когда при содействии США Панама получила независимость, договоренности между Францией и Колумбией перестали действовать, и за реализацию амбициозного проекта взялись уже США. Строительство системы шлюзов велось 10 лет - с 1904 по 1914 год. При этом, по соглашению между двумя странами, США предоставлялось право бессрочного пользования каналом. И этот факт быстро остудил радость панамцев от обретения независимости. Они обвинили своего посланника в США, французского инженера и военного Филиппа-Жана Бюно-Варилла, в предательстве их интересов с целью нажиться на сделке, которую он заключил с США. Но ничего поделать не могли, так как зависели от американской армии.
Интересно, что последний взрыв, завершивший прокладку Панамского канала, был вызван по телеграфу аж из Белого дома. Кнопку нажал лично президент США Вудро Вильсон.
Контролируемый США канал быстро стал жизненно важным для американской торговли и ВМС США. А вот панамцы доступа к нему не имели. Напряженность росла до 1964 года, когда в стране вспыхнули беспорядки. Демонстранты попытались войти в закрытую зону возле канала. В столкновениях погибло более двух десятков человек.
Это вынудило Соединенные Штаты начать переговоры с Панамой, обсуждения заняли 13 лет, и в итоге президент США Джимми Картер и панамский лидер Омар Торрихос пришли к соглашению о совместном управлении каналом на протяжении еще 22 лет, а окончательно он должен был быть передан под контроль Панамы 31 декабря 1999 года. В итоге так и произошло.
Кстати, в конце 1980-х США прямо вмешались во внутренние дела Панамы. Они обвинили президента Мануэля Норьегу в причастности к наркоторговле и даже попытались организовать военный переворот, в ответ Панама объявила войну США. Впрочем, продлилась она всего несколько дней, в результате военной операции США Норьега был свергнут.
В последние десятилетия экономика Панамы базируется на эксплуатации канала. В 2007 году начались работы по расширению системы шлюзов, которые бы позволили проходить через канал более крупным судам. Все мероприятия были завершены в 2016 году. В результате канал в два раза увеличил пропускную способность. Сегодня через этот путь проходит около 5 процентов всего мирового морского трафика.
"Панамский канал - это наша нефть", - отметил автор книги об истории создания канала Овидио Диас-Эспино. Желание Трампа получить контроль над этим путем он сравнил с попыткой отобрать у Саудовской Аравии нефтяные скважины. "Это было бы разрушительно для страны", - заявил он.