Отмечается, в частности, что многозадачность стала особенно востребованным навыком в сфере общественного питания. В сфере управления персоналом этот навык все чаще ожидают от рекрутеров и менеджеров по персоналу. Также существенно возросло требование многозадачности и в вакансиях для кассиров и операторов кол-центра. Что касается коммуникабельности, то это качество требуется от кредитных специалистов. Востребованность коммуникабельности растет и в сегменте технических профессий - например, общительными работодатели хотят видеть слесарей.
"Сегодня уже нельзя просто жить и работать по шаблону. Клиенты, коллеги, партнеры - все уникальны. Мир становится сложнее, и умение разговаривать с разными людьми на их языке становится критически важным", - подчеркивает профессор бизнес-практики Школы управления "Сколково" Елена Витчак.
Как отмечает доцент кафедры логистики Финансового университета при правительстве РФ Денис Жильцов, запрос работодателей к персоналу выполнять работу в режиме многозадачности связан с тем, что в процессе ускорения всех функциональных задач требуется принимать решение "здесь и сейчас" - без согласования с вышестоящим руководством, а значит, человек должен обладать большим количеством знаний и навыков.
Руководитель информационного отдела независимого профсоюза "Новый труд" Мария Коледа уверена, что работодатели стремятся оптимизировать процессы и повысить эффективность работы.
"Однако такие требования могут создавать дополнительное давление на сотрудников, особенно на тех, кто уже работает в режиме переработки. Способность же конструктивно общаться помогает не только оперативнее донести свою мысль до коллег или клиента, но и предотвратить недопонимание и возможные конфликты. Поэтому инвестиции в развитие этих навыков могут положительно повлиять на эффективность и производительность труда, что, в свою очередь, означает необходимость постоянного обучения и повышения квалификации работников. И здесь все зависит от работодателя и его готовности создавать соответствующие условия", - отмечает эксперт.
"Рост требований к многозадачности и коммуникабельности сотрудников связан с текущими изменениями на рынке труда. В условиях растущего дефицита кадров, который затрагивает многие отрасли, бизнесы вынуждены адаптироваться. Компании больше не могут участвовать в «гонке зарплат», как это было в последние годы, и стремятся компенсировать нехватку специалистов увеличением зон ответственности и требований к уже нанятым сотрудникам. Это нормальная реакция рынка, вызванная как физическим отсутствием достаточного числа соискателей, так и необходимостью оптимизации рабочих процессов. Многозадачность — это не врожденное качество, а навык, который можно развивать", - отмечает генеральный директор агентства КРОС Екатерина Мовсесян.
По её словам, для этого полезно обратить внимание на следующие моменты. Первое. Приоритетность задач. Для этого можно использовать техники управления временем, например, наиболее сложные задачи делать в первую очередь, на конец дня оставляя более мелкие. Второе. Развитие стрессоустойчивости. Умение сохранять спокойствие в условиях давления помогает справляться с множеством задач одновременно. Третье. Автоматизация рутинной работы. Стоит использовать цифровые инструменты и технологии, чтобы освободить время для более важных задач. Четвертое. Можно тренировать переключение внимания. Например, можно совмещать выполнение двух несложных задач и постепенно увеличивать их сложность. Пятое. Нужно бороться с прокрастинацией. Ставить короткие цели и не откладывать на завтра то, что можно запустить или сделать сегодня.
"Современный рынок труда формирует высокие требования к сотрудникам, обусловленные нехваткой кадров и изменением бизнес-реалий. Это касается в значительной мере всех отраслей. Для соискателей это сигнал к необходимости развивать смежные навыки и soft skills, чтобы оставаться востребованными. Для работодателей же важно балансировать между растущими требованиями к сотрудникам и созданием условий, позволяющих справляться с этими задачами без риска выгорания", - добавляет Екатерина Мовсесян.
Генеральный директор платформы для колл-центров MightyCall Юлия Черноуцян подчеркивает, со своей стороны, что телефонная голосовая связь - это по-прежнему предпочтительный канал коммуникаций с различными организациями, который используют более 40% россиян, поэтому спрос на операторов на рынке труда продолжает расти.
"На рынке услуг обостряется конкуренция, клиенты стали более требовательными, и их лояльность напрямую зависит от качества обслуживания. Операторы колл-центра часто являются первым контактным лицом компании для клиента, поэтому их умение грамотно и вежливо общаться имеет огромное значение. Усложняются запросы со стороны потребителей.
Сегодня клиенты обращаются за помощью по самым разным вопросам, начиная от технических неполадок и заканчивая юридическими аспектами. Чтобы успешно решить такие запросы, оператор должен обладать хорошими аналитическими способностями и уметь четко и понятно объяснять сложные вещи простыми словами. Это требует высокого уровня владения языком и умения адаптировать сообщение под конкретного собеседника. Также нельзя забывать про увеличение числа каналов связи. Помимо традиционных телефонных звонков, клиенты общаются через чаты, социальные сети и мессенджеры. Каждый канал имеет свои особенности, и оператор должен уметь переключаться между ними без потери качества общения. Важно не только понимать, как работают разные платформы, но и уметь корректно и лаконично передавать информацию в зависимости от формата.
Стрессоустойчивость и психологическая гибкость тоже становятся важными качествами для операторов колл-центров. Работа с клиентами может быть эмоционально напряженной, особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях. Умение сохранять спокойствие, контролировать эмоции и находить компромиссные решения – это те навыки, которые высоко востребованы", - констатирует эксперт.