Каждое из государств в период председательства определяет также приоритеты, то есть направления, которые рассматривает как наиболее важные с учетом интересов страны и Союза в целом. С учетом озвученных Главой белорусского государства посылов суть белорусского председательства - "промышленная кооперация - единое транспортное пространство - цифровизация - сопряжение".
Председательство Беларуси в ЕАЭС является знаковым. Минску придется ответить на ряд сложных вопросов и вплести тренды в реальность ЕАЭС.
11 января Президентом Республики Беларусь одобрен проект протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Документ станет основой для проведения переговоров между странами-участницами и будет направлен на актуализацию юридических оснований в разных сферах. Речь идет о вопросах таможенного регулирования, энергетики, торговли, транспортного контроля, что соответствует текущим трендам.
2025 год для Евразийского союза по многим показателям претендует на маркерный. Многие проблемы, которые находились в подвешенном состоянии в 2023-2024 годах, сегодня проанализированы, по ним приняты соответствующие решения и осуществляются определенные действия. По сути, период адаптации к проблемам завершен, государства идут по пути внедрения новых направлений, которые нацелены на формирование новой экономической реальности в долгосрочной перспективе.
Так, в части масштабных односторонних ограничительных мер развиваются несколько альтернативных направлений. Особенно важными видятся изменения в финансовой сфере и закрепление в ней тренда на дедолларизацию. Транспортно-логистическая область большинством государств в разных регионах мира рассматривается как объект безальтернативной трансформации с ограничением премиальных условий. Доступ к технологиям и технологический суверенитет стали политическими терминами, которые определяют будущее страны, ее долгосрочные экономические перспективы и независимость.
Кроме того, в 2025-м завершается пятилетка реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции. Беларусь как страна-председатель должна будет адаптировать к современным реалиям положения Деклараций о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и "Евразийский экономический путь на период до 2045 года".
Сила ЕАЭС заключается прежде всего в обеспечении технологического суверенитета. Это возможно только совместными усилиями. Поэтому сегодня кооперация во всех отраслях экономики - это не про повышение конкурентоспособности товаров и услуг, а создание формы экономического взаимодействия, которая обладает гибкими характеристиками и позволяет реализовывать эффективные решения в условиях ограниченных ресурсов.
Логистический блок мирового тренда Беларусь видит в формате единого транспортного пространства. Сегодня речь идет о философии логистики, когда беспрепятственная доставка грузов является аксиомой, а не политической конъюнктурой. Для ЕАЭС "бесшовные" и безопасные международные транспортные коридоры, в том числе и с третьими странами, обладают потенциалом стать историей успеха в условиях, когда новые МТК только формируются или возрождаются.
Колоссальным преимуществом ЕАЭС в современных условиях могла бы стать цифровая платформа Союза. Сегодня ключевым является темп имплементации решений и оперативность внедрения практических мер. В этой связи одними из важнейших задач для Беларуси станут устранение существующих цифровых барьеров, окончательное урегулирование вопроса о взаимном признании электронной цифровой подписи, регулирование деятельности маркетплейсов.
Внешний контур в деятельности ЕАЭС - особая сфера интересов Беларуси. За два года Минск нарастил свое внешнеполитическое присутствие на Азиатском и Африканском континентах. По пути диверсификации внешнеполитических и внешнеэкономических связей идут все страны - члены ЕАЭС. Поэтому так важно развивать новые форматы сотрудничества с третьими странами в целях укрепления экономического потенциала государств Союза.
Интерес зарубежных стран к ЕАЭС возрастает каждый год. Их во многом привлекает наличие опыта взаимодействия стран-участниц в разных условиях. ЕАЭС прошел испытание пандемией и доказал, что механизмы сотрудничества являются рабочими и надежными. Кроме того, зарубежные партнеры смогли убедиться в том, что договороспособность является одной из определяющих характеристик, а это значит, что с ЕАЭС можно работать.
Для Беларуси традиционно обращать внимание не только на развитие сотрудничества с отдельными странами в формате соглашений о свободной торговле, но и гораздо шире - с иными региональными интеграционными объединениями. СНГ, ШОС, БРИКС, в перспективе АСЕАН - сфера интересов и жизнедеятельности ЕАЭС. В этой части Беларуси удается умело переплетать экономические и политические интересы, формировать платформу единомышленников, нацеленных на стабильность и развитие собственных государств и регионов в целом.
Как показало развитие международной ситуации за последние три-четыре года, эти объединения составляют параллельную западной платформу для реализации национальных интересов множества государств.
Амбициозность задач, поставленных Беларусью в рамках председательства в ЕАЭС, никоим образом не затеняет основополагающую - укрепление благополучия граждан всех стран-членов. Беларусь продолжила линию на укрепление продовольственной безопасности с концентрацией усилий на развитии селекции и семеноводства, повышении генетического потенциала племенных сельскохозяйственных животных.
Серьезное внимание Беларусь планирует уделить социальной и гуманитарной сферам. Кроме продолжения сотрудничества в областях здравоохранения, образования, спорта, туризма, культуры, в рамках белорусского председательства фокус внимания будет смещен также на информационную сферу. Уважение традиционных ценностей, исторического, культурного наследия - своего рода визитная карточка принципов Беларуси на внешнем треке.