Почему нужно идти на выставку Франциско Инфанте в Новую Третьяковку

Выставку Франциско Инфанте "Метафоры бесконечности" в Новой Третьяковке кураторы Мария Геллер, Мария Седова (ГТГ), Ирина Горлова выстраивают, в сущности, как трехчастное музыкальное произведение романтиков.
Франциско Инфанте на съемках артефактов
Франциско Инфанте на съемках артефактов / Пресс-служба Третьяковской галереи

В первой части - белоснежное идеальное пространство, где, словно между небом и землей, парят объекты, похожие на фотографии, которые, в свою очередь, похожи на пейзажи. Но неуловимые или, наоборот, очень даже уловимые странности в этих пейзажах демонстрируют легкий сдвиг. Вроде бы не сюрреальный, а рациональный. Тут одинаково квадратные льдины (или полотнища ткани?) плывут по реке, выстраиваясь в прямолинейный пунктир (цикл "Странствия квадрата"), словно разметка дороги. Тут треугольник, оказавшийся в траве, зеркалит зелень вверх, представляя взору невиданные формы строго организованной жизни.

И название серии "Жизнь треугольника" кажется не метафорой, а просто констатацией факта. Здесь архитектоны Малевича, красные квадраты, черные и желтый прямоугольники, располагаются не на квадрате чистого холста, а поверх рыхлого мартовского снега. Серия "Супрематические игры", с которой, собственно, и началось путешествие Франциско Инфанте и его соавтора, супруги, художницы Нонны Горюновой в мир, где пейзаж встречается с идеальными геометрическими формами, - отправная точка выставки.

Франциско Инфанте Пространство, движение, бесконечность. 1963 (2005) Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи

Встречу реального и идеального миров Франциско Инфанте фиксировал фотокамерой. И фотографии оставались единственным свидетельством встречи эйдосов, этих посланников Платона, Эвклида и прочих геометров и философов, с земным пейзажем. Эти фотографии Франциско Инфанте назвал "артефактами", подчеркнув, с одной стороны, искусственность, рукотворность объектов, вынесенных из чертежа или картины в пространство пейзажа, с другой стороны, реальность факта их присутствия. Не то чтобы его интересовал сюжет из серии "Очевидное - невероятное", но мотив тайны, непостижимости бесконечности мира для художника - один из важнейших.

Встречу реального и идеального миров Франциско Инфанте фиксировал фотокамерой. Фотографии предстают как объекты "меж небом и землей"

Зримость этой тайны на выставке явлена весомо, но не грубо, а изящно. Фотографии предстают как объекты "меж небом и землей". Обходя одну серию, вы не обнаруживаете ее оборотной стороны. Вместо оборота - еще одна фотография, как правило, той же серии. Две фотографии одного размера, прижатые оборотными сторонами друг к другу, превращаются из "снимка пейзажа" в кусок пространства, словно вырезанный из другой реальности и внесенный в зал выставки. Это своего рода "искривленное пространство", незнакомое и знакомое одновременно. Квадраты теней на белом гладком полу выглядят напоминанием о пещере Платона.

Но в отличие от пещеры Платона, строго организованная, геометрически выверенная реальность артефактов, созданных Инфанте, предстает как естественная часть нашего мира. Они "укоренены" в нем. Правда, не на земле, а в воздушных слоях. Или - в нашем сознании. На выставке эта прочность воздушных связей явлена в конструкциях, придуманных архитектором Евгением Ассом и Франциско Инфанте. Блоки сдвоенных фотографий крепятся не к стене, не к потолку, а к большим белым прямоугольникам из реек. Эти парящие над головами конструкции (вновь привет Малевичу!) оказываются отличной опорой для растяжек, которые фиксируют фотографии артефактов. Так что первая часть экспозиции сродни музыкальному путешествию в волшебном лесу меж небом и землей.

Франциско Инфанте Душа кристалла. 1963 Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи

Вторая часть выставки строится на контрасте. Не то чтобы это возвращение в пещеру Платона, скорее - в мастерскую мастера, алхимика, математика, художника, который придумывает способы увидеть и проявить гармонию сфер космоса. Собственно, мастерская едва ли не первое, что видит зритель. "Фотографическое пространство моей комнаты" - авторская реконструкция проекта 1985 года. Тут фотография превращалась в монументальное искусство. Фото стен, книжных полок, рабочего стола, потолка, окна сплошь закрывали внутреннее пространство куба комнаты. Монументальная фотография, превращенная в трехмерный объект, обретала интимность "каморки" романтика. Комнатки вроде тех, где жили музыканты и поэты новелл Гофмана.

Правда, углы комнаты-мастерской вырезаны, словно кубики воздуха у пола и потолка должны стать порталами, впускающими свет звезд и шелест шагов в закрытый мир мастера-звездочета. Эта комната с вырезанными углами рифмуется с объектом 1963 года "Душа кристалла". Прозрачные стекла в центре образовали маленький куб, из него - побольше, а уж затем из него вырастала кристаллическая система большого куба. Многослойность, прозрачность, конструктивное изящество объекта демонстрировало не только красоту инженерного решения, но невольно напоминало о "магическом кристалле" воображения.

Франциско Инфанте Пространство, движение, бесконечность. 1963 (2005) Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи

Между "Душой кристалла" и инсталляцией "Фотографическое пространство моей комнаты" - ранние работы 1960-х, рожденные в союзе воображения художника и расчета конструктора. Среди них и знаковые работы "Рождение вертикали", и серия "Точка и спираль", и авторское повторение 2005 года знаменитого вращающего и сверкающего, словно компактный звездолет, кинетического объекта "Пространство, движение, бесконечность". Первый вариант этого объекта, созданного в 1963-1965 годах, находится в Центре Помпиду.

Над этими легендарными работами - рукодельные огромные зеркальные объекты в форме треугольника, круга, квадрата, креста. Те самые, с помощью которых создавались артефакты. Рукотворность этих чудес Франциско Инфанте и Нонна Горюнова не только не скрывали, а подчеркивали. Не волшебники - мастера, придумывающие конструкцию, механизм, создающие их собственными руками, выходящие с ними на заснеженные поля, в лес или к морю.

Франциско Инфанте Спираль "Слабый побег". 1965 Из цикла "Спирали" Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи

Нетрудно заметить, что тут художники оказываются соратниками не столько Казимира Малевича, сколько его оппонента Владимира Татлина. Тот делал "Летатлин", конструируя механизм как образ мечты, где человек, машина, природа не в конфликте, а в гармонии. Это продолжение "мастеровой" линии Татлина, как мне кажется, у Инфанте и Горюновой не только дань эпохе индустриального и научного прогресса. Речь скорее о претворении вроде бы отвлеченных идеальных понятий (от точки, спирали, прямой до образа бесконечности) в конкретность вещей, сработанных человеком. В этом смысле признание Инфанте в видеофильме, что он в детстве мечтал быть плотником, что он любит работать в своей столярной мастерской, не имеет ничего общего с ностальгией по старым технологиям. Мол, не было раньше компьютерных технологий, не то что теперь. Нет, это история о другом. То, что Борис Гройс, говоря о работах Инфанте, когда-то сформулировал как созидание знака: "Художник формирует не "означающее", а "означаемое", то есть не "план выражения", а план содержания, и фотография является нам как достоверное свидетельство подлинности этой жизни".

Третья часть проекта уводит нас из рабочей мастерской к замыслам художника. Наверху, на антресольном этаже - наброски, рисунки в рабочих тетрадях, записи, и проекты группы АРГО, созданной Инфанте, чтобы разрабатывать мультимедийное пространство технических выставок в 1970-х-1980-х. Эти чертежи, рисунки, проекты выглядят идеальным архивом концептуалиста.

Серия "Супрематические игры" (1968) Франциско Инфанте и Нонны Горюновой - отправная точка выставки. Фото: РИА Новости

Возвращаясь в белый "космос" артефактов, мы словно идем в обратном направлении: от концептуалиста к романтику, от конструктора к философу. Выражаясь высоким штилем, из пещеры Платона выходим к бесконечный мир вселенной и сознания человека.

Кстати

В ГЭС-2 можно увидеть выставку Франциско Инфанте "Небесные артефакты", которая вступает в диалог с проектом "Метафоры бесконечности" в Новой Третьяковке.