Как помочь школьникам пережить трудную четверть? Комментарии экспертов

Именно на середину учебного года приходится много нового материала, который ученикам нужно усвоить.
Именно на середину учебного года приходится много нового материала, который ученикам нужно усвоить. / РИА Новости
После долгих новогодних праздников, замечают учителя и родители, детям трудно вновь привыкнуть к учебному графику. Тем более, утра такие темные, а до лета так далеко. Трудность еще и в том, что в большинстве школ начавшаяся третья четверть - самая длинная.

В России школы могут выбирать: учиться по четвертям или же по графику "пять недель учимся - одну отдыхаем". Большинство школ учатся по четвертям. Третья четверть длится почти на месяц дольше, чем другие - до 22 марта. В Беларуси все школы работают по четвертям, весенние каникулы тут начнутся 23 марта. Самым маленьким - первоклассникам в России и ученикам первых и вторых классов в Беларуси - даются еще каникулы в феврале. Но в этот период силы у всех уже все равно на исходе: ранние подъемы, холода, короткий световой день и современные нагрузки делают свое дело. Специалисты даже говорят о "синдроме третьей четверти". Это утомляемость, снижение мотивации и успеваемости, расстройства сна, плаксивость, апатия, частые простуды. Как с этим бороться, всем известно: режим, свежий воздух. Но... легче сказать, чем сделать. Специалисты, работающие со школьниками, поделились неочевидными лайфхаками, как помочь детям оставаться на плаву в ожидании весны.

Как сделать все уроки и "выжить"?

Педагог начальных классов Ульяна Брагина предупреждает, что на середину учебного года обычно приходится много нового материала. "Например, в третьем классе как раз на эту четверть выпадает часто вызывающее путаницу у детей знакомство с падежами, а по математике - умножение и деление двузначных чисел, с чем не все ребята сразу могут разобраться, - рассказывает она. - Но успеваемость снижается чаще у тех ребят, у кого нет баланса учебы и отдыха. Скажу по опыту: отдых после школы не должен быть слишком долгим: расслабившись, дети уже не могут собраться. Не оставляйте уроки на вечер, по возможности, их нужно сделать до ухода на кружки".

Учитель-логопед Марина Зиновьева замечает, что многие родители принципиально не вмешиваются, мол, уроки - зона ответственности ребенка. "В реальности же самоконтролю нужно обучать, само это редко приходит, - предупреждает она. - А ребенок порой не осознает объем задач: уроки записаны где-то в электронном дневнике, а ученик просто знает, что у него "гора домашки", и это только лишает его мотивации. Сделайте задачу наглядной: например, используйте цветные стикеры. Расправившись с заданием, смять и выбросить стикер в мусорку - это отдельное удовольствие".

Анна Соловьева, тьютор и мама двоих детей, делится своими приемами: "Я стараюсь освободить воскресенье, чтобы выходные не превратились в два дня сплошных уроков. Моей старшей 12 лет, она неплохо учится, но я пока не вижу, что можно отпустить ситуацию с уроками. У нас договоренность: какие-то предметы делает сама, а с чем-то всегда приходит за помощью. Если вижу, что вот-вот случится перегруз, могу, признаться, пожертвовать первым уроком в школе или разрешаю пропустить денек перед каникулами".

Школьный психолог Елена Ломакина советует ученику вначале браться за то, что больше всего страшит. "Тут может крыться сюрприз. Мы привыкли считать, что самое трудное - это математика, химия, физика... Но часто выясняется, что камень преткновения - словесность, понимание текста, - говорит она. - В феврале российские девятиклассники будут проходить собеседование, на котором требуется пересказать текст. Так вот, подросткам непросто справиться с этой задачей". В Беларуси на экзаменах в девятом классе будет задание-изложение. "Изложению учат еще в начальной школе, но практика показывает, что оно бывает сложным даже для старшеклассников", - предупреждает психолог.

Как уместить в график все кружки и выжить?

Перед родителями сегодня стоит целый квест, как втиснуть в расписание ребенка и творческие занятия, и спорт, а еще и китайский язык подтянуть... Повседневная жизнь превращается в виртуозное лавирование между секциями и репетиторами. "Но в норме, - напоминает Марина Зиновьева, - внеурочной деятельности у детей без ограничений по здоровью должно быть не более 10 часов в неделю, у детей с ОВЗ - не более пяти".

"У меня даже в начальных классах есть дети, получающие дополнительное образование по двум-трем разным направлениям, - делится Ульяна Брагина. - Я не призываю от этого отказаться: такое отношение родителей к воспитанию, действительно, способствует всестороннему развитию. Но, если ребенок занимается профессионально, ему приходится пропускать школу из-за концертов, соревнований, и мы идем навстречу. Только тогда хотя бы не пренебрегайте домашним заданием, выполняйте каждый день".

Родители стараются нивелировать стресс от динамичного образа жизни. "Если знаю, что ребенку придется обедать на переменке в "художке" или даже в машине, даю ланч-бокс с "настоящей" едой, а не только сладкое, - делится Екатерина Попова, мама троих. - А если предстоит весь день вне дома, даю удобную одежду переодеться".

"Современный ребенок не может ничем не заниматься, - подтверждает Елена Ломакина. - Допобразование - это, в первую очередь, расширение его социальных связей, что особенно важно на переходных этапах - из дошкольника в первоклассники и т.д. Кроме того, плотная занятость способствует развитию самоконтроля, целеполаганию". А в выпускных классах, когда школа будет претендовать на все время подростка, те, кто занимается своим увлечением на профессиональном уровне, как правило, уже выстраивают индивидуальные образовательные маршруты.

По официальным нормам, внеурочной деятельности у детей без ограничений по здоровью должно быть не более 10 часов в неделю. Фото: Аркадий Колыбалов

Дотянуть до весны?

И все же столь высокий темп, да еще и в такое неприветливое время года, может привести к выгоранию. "Ребенок на уроках буквально засыпает, перестает выполнять домашнее задание, и даже тот, кто осенью был активным, к концу зимы становится безучастным и вялым, - перечисляет первые признаки выгорания Ирина Воронина, преподаватель истории, эксперт ЕГЭ. - А еще и гормональные подростковые проблемы могут плохо сказываться на внешности. Все вкупе способно запустить депрессию". Если у подростка хорошие отношения с родителями, продолжает Воронина, трудности переносятся мягче. А вот если и дома плохо, и школа давит, то эмоциональное состояние совсем падает. В российских школах, объясняет она, к февралю одиннадцатиклассники заканчивают программу, далее идет только повторение по предметам, по которым сдают ЕГЭ. А вот девятиклассникам приходится и старые темы к ОГЭ повторять, и новое усваивать. "Плюс у них еще нет опыта сдачи серьезных экзаменов, - отмечает эксперт, - поэтому в эмоциональном плане для них все тоже очень напряженно". В Беларуси похожий порядок. В этом году девятиклассники готовятся сдавать 4 предмета. Нагрузка на одиннадцатиклассников стала поменьше, чем в прошлые годы. Они готовятся к двум экзаменам, один из которых - русский или белорусский язык, а второй нужно выбрать (если собираешься в вуз, то из числа его профильных предметов). Для поступления потребуется и еще один профильный экзамен.

В этот период Ирина Воронина советует взрослым вспомнить себя в юности. "Мы тоже учились, сдавали экзамены, но и гуляли с друзьями, и влюблялись, и ссорились, и мирились. Не ставьте жизнь ребенка на паузу, превращая ее в один сплошной учебный день сурка - призывает она. - Отправляйте подростка встречаться с друзьями, ходить в кино, жить полной жизнью". А Елена Ломакина добавляет, что еще очень важно устраивать отдых семейный: "Когда вы отправляетесь на прогулку всей семьей или занимаетесь каким-то хобби вместе, это особенно позитивно влияет на психоэмоциональный фон и детей, и самих родителей". Ульяна Брагина советует: "Когда чувствуешь, что подбирается выгорание, а возможности уйти в полноценный отпуск нет, бывает достаточно совершить даже совсем маленькое путешествие, хотя бы в соседний город, на один день. Это дает отличную эмоциональную перезагрузку. Но вообще я призываю не "переживать" эту четверть, а... проживать ее. Если мы не будем паниковать сами и передавать свою тревогу детям, то и не заметим, как придет весна".

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться