Театр, носящий имя Марка Захарова, теперь будет работать под новым руководством - об этом журналистам сообщили накануне в Департаменте культуры Москвы. Поворот, скажем прямо, ожидаемый. Что он принесет прославленному коллективу и его поклонникам?
Театралы почувствовали первыми: после ухода Марка Захарова в 2019 году "Ленком" будто замер. Нет, жизнь в театре не прекращалась - открывались выставки и мемориальные кабинеты звезд, из-за ажиотажа туда и сегодня не попасть на экскурсии; были, конечно, (и готовятся снова) гастроли и премьеры. Но что-то надломилось, и в последнее время "Ленком" мелькал чаще в скандальной хронике, чем в творческих дискуссиях.
Возможно, одна из причин - решение упразднить должность художественного руководителя: об этом было объявлено сразу после смерти Марка Захарова, с тем объяснением, что заменить мастера на этом месте не представляется возможным. Понять это можно, но все же полный отказ от "рулевого" - практика спорная: если посмотреть вокруг, то театры, где все дела решает абстрактный "худсовет" или единолично директор, очень быстро теряют форму и уходят в тень былой славы.
В случае "Ленкома" все сосредоточилась в руках Марка Варшавера. Он бессменный его директор еще с 70-х, можно сказать, хранитель традиций этого Дома. Но даже с расширенными полномочиями, к сожалению, удержать коллектив на прежнем творческом уровне не смог. Спасением показалось приглашение на пост главного режиссера Алексея Франдетти, но ужиться вместе не получилось - поставив два спектакля, он раньше окончания контракта оставил эту должность.
Ситуация с Дмитрием Певцовым и Александрой Захаровой, как на нее ни посмотри, только убедила: внутри театра действительно назрел кризис. Искренне небезразличны к нему оказались многие: открытое письмо Александра Збруева в адрес Дмитрия Певцова, опубликованное в "Российской газете", вызвало шквал неравнодушных эмоций и комментариев.
Что теперь? Во-первых, в "Ленком" возвращается должность художественного руководителя, и займет ее один из самых интересных режиссеров последних лет - Владимир Панков. Назначение это не выглядит спонтанным, хотя бы потому, что Панков - мастер музыкального театра, даже больше - в театр он пришел из музыки. Его независимая студия SounDrama зрителю хорошо известна и работает как раз над экспериментами на стыке музыки и театра. Какую роль музыка всегда играла в жизни "Ленкома" напоминать, есть ощущение, не нужно.
Неслучайно, комментируя свой новый пост, Владимир Панков первым делом отметил, что ему "очень созвучно" искусство, которым занимался Марк Захаров: "Он развивал авторский музыкальный театр, а не оперетту и не мюзикл. Этим же мы занимаемся в студии Soundrama на протяжении 20 с лишним лет, и теперь - в Центре драматургии и режиссуры", - сказал он, обратив внимание, что его главная задача - возродить в "Ленкоме" традицию авторского музыкального театра.
К слову, новое назначение продолжает тенденцию совмещения театральных постов. Владимир Панков продолжит возглавлять Центр драматургии и режиссуры (ЦДР), где является худруком с 2016 года, параллельно с "Ленкомом". Сейчас режиссер готовится к премьере - в начале февраля в ЦДР выходит его "Курьер" по сценарию Карена Шахразарова в жанре саунд-драмы, где музыка станет полноправным участником действа.
Директором "Ленкома" назначен Дмитрий Берестов, который также сохранит свое рабочее место в "Театре на Юго-Западе". А для Марка Варшавера создали почетную должность - президента театра, которой тут раньше не существовало. Но подобный опыт в московских театрах уже был - можно вспомнить, например, Театр Сатиры, где президентствовал Александр Ширвиндт.
Владимира Панкова Марк Варшавер назвал хорошим режиссером, но "он остается руководителем своего театра - Центра драматургии и режиссуры (ЦДР). Опять эта пресловутая "оптимизация", когда один человек руководит сразу двумя-тремя театрами. Надо одно дело делать хорошо".
Варшавер рассказал журналистам, что не раз приглашал Панкова поставить что-нибудь в "Ленкоме", но у него не было времени. Как ему удастся совмещать - вопрос непраздный, и интересует он не только экс-директора "Ленкома".
В любом случае, сейчас у театра есть хороший шанс открыть новую страницу своей биографии - с новой творческой командой.