В документе оговорены объемы перевозок на каждый квартал, что соответствует планам проведения на железных дорогах ремонтных и строительных работ. А самое главное - со второго квартала 2025 года под погрузку угля РЖД обещает предоставлять только инновационный подвижной состав повышенной грузоподъемности. Это позволит увеличить эффективность использования инфраструктуры Восточного полигона, ограниченные возможности которой мешают развитию экспортных перевозок.
"В переводе с железнодорожного на человеческий: раз не можем быстро расширить пропускную способность в нужном направлении, то есть вариант увеличить вывоз благодаря новым вагонам с большей грузоподъемностью", - прокомментировал решение глава правительства Кузбасса Андрей Панов.
Также документ предполагает меры по снижению внутрироссийских нерациональных перевозок угля из Кузбасса в восточном направлении, что даст возможность нарастить отправку других грузов.
В сообщении компании подчеркивается, что соглашение позволит обеспечить стабильность работы угольных предприятий ключевого добывающего региона.
Между тем, по данным министерства угольной промышленности Кузбасса, экспорт угля из Кемеровской области в 2024 году сократился на 10,4 процента - до 102 миллионов тонн, при этом в восточном направлении было отгружено 53,6 миллиона тонн, что на два процента больше показателя 2023 года, однако меньше согласованной с РЖД квоты.
О заключении соглашений с другими регионами РЖД не сообщает. Напомним, что практика утверждения гарантированных объемов вывоза угольной продукции в восточном направлении появилась в 2020 году. Однако из-за санкций логистику железнодорожных перевозок приходится менять, и транспортировка низкодоходного угля стала куда более заметно сказываться на экономике РЖД, чем ранее.
Правительство ищет компромисс. В минэнерго РФ уверены, что соглашения позволяют угледобывающим компаниям планировать хозяйственную деятельность, обеспечивать устойчивость трудовых коллективов, а региональным властям - сохранять объемы налоговых поступлений. Поэтому в ноябре прошлого года директор департамента угольной промышленности минэнерго РФ Петр Бобылев говорил о необходимости заключения новых соглашений о вывозе угольной продукции с шестью угледобывающими регионами, ранее их имевшими, а также подписания нового, седьмого - с Новосибирской областью.
Минтранс России, в свою очередь, считает необходимым руководствоваться правилами недискриминационного доступа, то есть отказаться от приоритетов для отдельных регионов. За исключением Кузбасса, на который приходится более половины нынешнего объема российской угледобычи. По словам губернатора региона Ильи Середюка, угольщики Кемеровской области готовы в 2025 году отгрузить на экспорт 202,5 миллиона тонн продукции, в том числе 99,2 миллиона в восточном направлении. Установленная квота почти в два раза меньше, однако, судя по итогам проведенного на днях в Кузбассе совещания, в регионе надеются выйти за рамки оговоренного лимита за счет обещанных РЖД технологических новшеств.
Андрей Панов, председатель правительства Кузбасса:
- Так как ускорить развитие Восточного полигона мы не можем, то для увеличения объемов вывоза на уровне региона возможен переход на использование инновационных вагонов. С этой инициативой ОАО "РЖД" угольщики полностью согласны. В чем суть инновационности? Во-первых, повышенная грузоподъемность. Во-вторых, если организовать целый состав таких вагонов, то мы получаем исключение отцепок вагонов в пути следования за счет увеличения гарантийных плеч движения и высвобождение тягового ресурса. Среди других преимуществ - увеличенный межремонтный пробег и более надежные ходовые части. Это снижает эксплуатационную нагрузку грузонапряженных участков и делает маршрутные перевозки более выгодными.