Так, с каждым годом растет потребность в золошлаковых материалах (ЗШМ), получаемых из смеси золы-уноса, шлака и воды. Поставщиком 2,8 миллиона тонн золошлаков ежегодно становятся ТЭЦ и ГРЭС, входящие в состав Сибирской генерирующей компании. Это четверть всего объема, образующегося на станциях.
В перспективе долю предполагается довести до половины. Сейчас два миллиона тонн используют для рекультивации отработанных при добыче полезных ископаемых участков земель, укрепления берегов, засыпки оврагов. В прошлом году было реализовано семь таких проектов. В частности, золошлаки применяют на опытно-промышленном участке "Ачинский" угольного разреза "Назаровский" в Красноярском крае, горных отвалах ликвидированной шахты "Байдаевская", неэксплуатируемом золоотвале Ново-Кемеровской ТЭЦ в Кузбассе.
В Новосибирской области и Алтайском крае ЗМШ используют для рекультивации глиняных карьеров, планировки территорий. Планируется отгружать золошлаки для рекультивации полигона ТКО в Барышевском сельсовете Новосибирской области, не менее 1,3 миллиона кубометров необходимо для вертикальной планировки близлежащей территории в строящемся под областным "СмартСити". Ожидается, поставщиком выступит Новосибирская ТЭЦ-5. По словам директора предприятия Олега Зыкова, уже сейчас около половины золошлаков станции идет не на золоотвал, а во вторичную переработку.
Осенью прошлого года на Новосибирской ТЭЦ-2 приступили к рекультивации своего золоотвала площадью 47 гектаров. Всего для реализации проекта планируют использовать 1,7 миллиона кубометров ЗШМ.
Золу-унос в качестве замещающего материала уже давно освоили производители строительных блоков, бетонов, железобетонных изделий, сухих строительных смесей, гидроизоляции, цемента. В 2024 году золу-унос впервые применили для осушения и стабилизации грунтов при строительстве складского комплекса площадью тридцать тысяч квадратных метров в промзоне левобережья Новосибирска.
Как известно, в европейской части страны для стабилизации грунта применяют известняк, но для Сибири это слишком дорого из-за удаленности сырьевой базы. Буроугольная зола-уноса - адекватная замена: она устраняет избыточную влагу, придает грунту устойчивость. Ежедневно на стройплощадку завозили девяносто тонн золы, которую смешивали с грунтом и распределяли по территории. Потребовалось около десяти таких слоев.
Директор по реализации ЗШМ СГК Петр Саньков полагает, что такая практика может получить распространение - например, при строительстве промышленно-логистических парков.
- Уже понятно, что потребность в золе-уносе превышает наши технологические возможности. Поэтому мы ставим целью развить технологии утилизации золошлаков и золы-уноса и вовлечения в хозяйственный оборот до такого уровня, чтобы больше не требовались площади для их хранения, - отметил Петр Саньков.
Между тем в рециклинг вовлекают все новые материалы. Так, коллектив ученых Новосибирского государственного университета (НГУ), Новосибирского архитектурно-строительного университета и Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН разработал эффективный способ применения цементно-песчаного камня (ЦПК), образующегося при разрушении бетонных и железобетонных конструкций.
Как отметил старший преподаватель кафедры физической химии факультета естественных наук НГУ Павел Симонов, ежегодно на планете образуется до 2,5 миллиарда тонн строительных отходов, только в Европе - около одного миллиарда тонн.
- В России проблема утилизации таких отходов тоже особенно актуальна в связи с их накоплением при сносе или реконструкции старых зданий и сооружений, построенных еще в 50-60-е годы прошлого века. До пятнадцати-двадцати процентов остатков в виде тонкой порошковой фракции ЦПК не утилизируется. К сожалению, до настоящего времени ее просто захоранивали или использовали для отсыпки, - сообщил ученый. - При этом порошок представляет собой ценный материал, годный к переработке в продукты для вторичного использования.
Считается, что переработка строительных отходов в новые виды строительных материалов или в эффективные добавки к традиционным материалам может значительно сэкономить ресурсы. Ученые предложили экономичную технологию, при которой крошки ЦПК перерабатываются в активную коллоидную добавку (АКД). В результате до тридцати процентов цемента можно заместить на АКД без потери прочности бетонных составов.
На открытом больше года назад в Новокузнецке Кемеровской области предприятии перерабатывают крупногабаритные шины (КГШ) в резиновую крошку, которую используют при строительстве дорог, внутренних и наружных водонепроницаемых покрытий для спортивных и детских игровых площадок. Также при переработке шин получают шинный регенерат - его применяют при производстве резинотехнических изделий, шин, резиновых смесей, строительных и дорожных мастик.
Ежегодно, по разным экспертным оценкам, в Кузбассе накапливается около тридцати тысяч тонн только крупногабаритных шин. В основном отработанные КГШ поставляют угольные компании, на службе у которых находится карьерная техника БелАЗ.
Шинами также занялись в Томском политехническом университете. При поддержке федеральной программы "Приоритет 2030" целый блок работ ученых политеха связан с технологиями рециклинга. Речь идет о переработке отходов в полезные, высокомаржинальные продукты. Например, вместе с промышленным партнером в ТПУ отрабатывают технологию возврата технического углерода, полученного из старых автомобильных покрышек, в производство новых шин.
Кстати
Ранее в ТПУ предложили экологически чистый способ - паровой пиролиз - получения жидких углеводородов и битума из опасных для окружающей среды отходов нефтедобычи. Это, как отметили в пресс-службе вуза, позволяет перерабатывать нефтешламовые отходы, которые образуются на всех этапах добычи, транспортировки и переработки нефти, и получать конкурентоспособные продукты для энергетической отрасли.