По словам завкафедрой мировой экономики и внешнеэкономической деятельности УрГЭУ Оксаны Фальченко, никаких "закрытых" рынков для российских сластей нет, но потенциальным экспортерам необходимо учесть ряд важных моментов.
- В первую очередь следует изучить рынок и вкусовые предпочтения местных потребителей. Например, для китайцев российские кондитерские изделия являются интересным и даже экзотическим товаром, однако потребитель Поднебесной очень искушен и предпочитает узнаваемые бренды, - отмечает ученый.
Для длительного присутствия на зарубежном рынке производителям придется адаптировать свою продукцию под вкусовые предпочтения местных потребителей, уверена директор Центра поддержки экспорта Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Татьяна Лагунова. К примеру, известная российская компания, поставляя в КНР шоколад, добавляет в него ингредиенты, популярные в этой стране, такие как зеленый чай, личи или красный апельсин.
Директор по маркетингу челябинской кондитерской фабрики Елена Карманова рассказала, что китайцы, как правило, избегают употребления продуктов с избыточным содержанием сахара. Но даже они не устояли перед южноуральским печеньем с соленой карамелью. Помимо КНР предприятие сотрудничает с 15 странами, среди которых ОАЭ, Германия, Саудовская Аравия, Вьетнам, и отправляет на экспорт около 30 процентов своей продукции. Скажем, во многих странах оценили мармелад на пектиновой основе с добавлением натурального сока.
Вообще, отмечают в Центре поддержки экспорта, иностранные потребители очень ценят высокое качество и разнообразие ассортимента российских компаний. По данным экспертов, в том же Китае наши сладости считаются не только вкусными, но и экологически чистыми, произведенными с соблюдением строгих стандартов из натуральных ингредиентов.
Тренд на экологичность во многом обеспечивает успех кондитерского экспорта. Так, среди сладкоежек, которые с трепетным вниманием относятся к своему здоровью, популярны уральские продукты на основе меда: кедровый грильяж, медофеты с курагой и черносливом, пастила, зефир.
- Продукция нашей компании экспортируется в 11 стран мира. Кондитерские изделия наиболее востребованы в США и ОАЭ. В Америке поставки идут в торговые сети национальных русских магазинов, где наши бывшие соотечественники покупают знакомые и аутентичные продукты. А с потребителями стран Персидского залива у нас есть совпадение культурных и пищевых традиций, - поясняет директор по стратегическому развитию компании из Екатеринбурга Ирина Шевчук. - Так как мы не используем консерванты, сроки годности продукции довольно короткие, у пастилы и зефира, например, всего четыре месяца. При этом доставка в США занимает в среднем два месяца, и все же это не является препятствием для нашей торговли: продукт сметают с прилавков в первые же дни.
По словам Оксаны Фальченко, второй важный момент в организации экспортных поставок - нужно учесть формальные вопросы: ознакомиться с порядком ценообразования в стране, изучить требования таможенного оформления, особенности проведения платежей, проработать логистику.
- Большую роль будут играть канал продаж, упаковка и реклама, в связи с чем требуются значительные усилия в продвижении товаров, - продолжает эксперт.
По оценке Елены Кармановой, лучшим способом продвижения остаются дегустационно-демонстрационные площадки и павильоны в странах присутствия. Татьяна Лагунова рассказала, что в Китае повысить узнаваемость продукта и подстегнуть рост продаж помогают дегустации с участием местных актеров, певцов, блогеров - траты на видео с узнаваемыми персонами окупаются в короткий срок. Такой инструмент уже опробовали многие уральские компании.
- В Поднебесной очень специфические запросы и не менее интересные способы продвижения. Сильным инструментом рекламы стали прямые эфиры-стримы с известными блогерами: они вскрывают упаковку, описывают запах, пробуют печенье и дают отзывы. И после этого на складах почти ничего не остается, продажи взлетают! - поделилась опытом своей компании Елена Карманова.
А вот производители экологичных сладостей используют такой необычный маркетинговый ход: на каждую упаковку наносится QR-код, по которому открывается видеоролик о пасеке, где ухаживали за пчелами и собрали мед. Виртуальная экскурсия стирает границы и расстояния, формируя положительное впечатление о продукции.
Почему же, несмотря на большие сложности, уральские компании стремятся выйти на внешние рынки? Татьяна Лагунова считает: внутри России конкуренция среди кондитеров очень высокая, тогда как за рубежом спрос на качественную и уникальную продукцию растет. Экспортные поставки позволяют бизнесу наращивать объемы производства, а значит, и прибыль, и к тому же получать возврат НДС, снижая тем самым общие затраты. Валютная выручка, учитывая текущий курс рубля, делает экспорт очень выгодным, так как позволяет получать больший доход в пересчете на национальную валюту.
Вообще российская пищевая продукция за рубежом отличается конкурентоспособной ценой благодаря низким производственным затратам. Правда, оптимизм производителей несколько снижает серьезный рост стоимости сырья, в первую очередь шоколадного: за последний год даже для крупных закупщиков она повысилась почти в два раза. Цукаты, орехи, сухофрукты, масло тоже добавили в цене.
- Дорожает практически все: сырье, упаковка, логистика, значительно выросли зарплаты, стоимость кредитов. Суммарно эти цифры за 2024 год увеличили себестоимость на 32 процента. Однако в полной мере переложить это в цену нельзя. В ближайшее время хотелось бы модернизировать лабораторию, увеличить производственные мощности, достроить центры взаимодействия с пчеловодами в регионах. Но без кредитного финансирования процесс пойдет на порядок медленнее и инвестиции быстро не окупятся, - рассуждает Ирина Шевчук.
Такой же сдержанной позиции придерживается руководство челябинской компании, где планируют с учетом растущих объемов роботизировать некоторые процессы в цехах, например, этап фасовки сэндвич-печенья. Приобретение такого оборудования сопряжено со сложностями, но без развития производства невозможно удержать лидирующие позиции на рынке и приемлемые цены на продукцию. Тем не менее, по словам Елены Кармановой, компания намерена сохранить ценовую политику в 2025 году, в том числе за счет поиска выгодных контрагентов. Например, упаковку для своего печенья челябинская фабрика уже несколько лет заказывает в Свердловской области.