Почему закрываются дилеры китайских авто

Итак, начнем с того, что автомобили подорожают. Не сразу. По прогнозам президента РОАД, произойдет это уже через пару месяцев. По его словам, сейчас на складах дилеров еще есть машины 2024 и даже 2023 годов. Поэтому сейчас они будут склады освобождать. И продавать автомобили со скидками и даже с убытком для себя. Дело в том, что в прошлом году, несмотря на рекордный рост продаж по сравнению с 2023 и уж тем более 2022 годами, в ноябре и декабре рынок резко просел - на 28%. Сейчас эта тенденция сохраняется. Но период скидок на авто продлится недолго. Так что сейчас самое выгодное время для смены железного коня.
Потом цены вырастут. Если сейчас средняя стоимость легкового автомобиля составляет 3,350 миллиона рублей, то ожидается, что она достигнет 3,850 миллиона. По прогнозам Алексея Подщеколдина, рост стоимости составит от 10 до 15 процентов.
При этом сами продажи снизятся. В основном из-за того, что вырастет стоимость машин. Ведь цены на них растут, а платежеспособность населения падает. Доступность автомобилей с каждым годом снижается. Так, в следующем году при нынешних условиях, по оптимистическому прогнозу, продажи автомобилей упадут на 15%. С нынешних 1,69 миллиона машин до 1,45 миллиона. По пессимистическому - до 1,3 миллиона, то есть на 25%. Вырастут цены и на авто с пробегом. Причем их рынок тоже сократится. Российский автопарк стремительно стареет и будет стареть дальше.
Что же именно так повлияло и будет влиять на этот рынок дальше? Алексей Подщеколдин назвал три главных фактора. Рынок упал в ноябре просто потому, что в октябре произошло три значимых события. Вырос утилизационный сбор, причем значительно. Выросла ставка Центробанка. Упал курс рубля. В итоге кредиты стали практически недоступны. Точнее они доступны, но за авто приходится переплачивать в лучшем случае в три раза. Утильсбор стал, по сути, акцизом. Причем таким, за который приходится платить конечному потребителю. А курс рубля сыграл злую шутку с дилерами. Покупали машины они по одним ценам, а расплачиваться приходится уже по другим - себе в убыток.
Глава РОАД напомнил, что десять лет назад иностранные производители готовы были вкладываться в наше производство машин, поскольку продажи у нас приближались к 3 миллионам машин в год. А при нынешнем уровне продаж и принимаемых заградительных финансовых мерах Россия как рынок им не интересна. Вместо ушедших с нашего рынка компаний пришли китайские, которые очень постарались наводнить его своими машинами. Но вот беда: их пришло слишком много. Из 120 марок машин на российском рынке 65 - китайские.
Кроме того, у многих брендов есть суббренды. Например, только у Chery их восемь. Их задача организовать продажу автомобилей. Но продажа - это еще не все. Автомобиль надо обслуживать, ремонтировать, восстанавливать. Агрессивная политика китайских производителей привела к тому, что их дилеры просто стали закрываться. Ведь дилеры - это наши инвесторы и предприниматели. Они открывают салон одного производителя и начинают продавать машины. А через некоторое время на противоположной стороне дороги открывается еще один автосалон того же производителя. Только у Chery в Москве более 30 дилерских центров. То есть конкуренция с самим собой. Ведь деньги-то вкладывают наши бизнесмены. Именно поэтому дилеры и стали уходить с рынка.
Суббренды тоже удовольствия не приносят. Поскольку их машины мало кто знает. Например, приобрел сегодня автовладелец неизвестную машину. И кому он ее перепродаст потом?
Возникают проблемы с ремонтом. До сих пор для некоторых китайских моделей отсутствуют электронные каталоги запчастей. Приходится фотографировать запчасть, посылать фото производителю, чтобы он прислал именно ее. На некоторые модели нет диагностического оборудования, то есть будет вообще непонятно, что у нее сломалось.
Но решать эти проблемы производителей, вышедших на наш рынок, никто не обязывает. По мнению Алексея Подщеколдина, надо не утилизационный сбор повышать, а ставить условия продажи машин в России. Так, например, в США в свое время было условие, чтобы производитель поставлял на рынок запчасти для снятых с производства машин в течение 7 лет. У нас этого нет. И покупатель неизвестного китайского авто может остаться с кирпичом на руках.