- Ушедший год оказался очень непростым, - рассказал "РГ" генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. - По имеющимся данным, погибли 268 человек - это более чем вдвое превышает статистику 2023 года (тогда жертвами стали 110 человек).
Хочу обратить внимание на тенденцию, которая набирает опасные обороты: выкатывание самолетов за ВПП. Как известно, одно из них, в Южной Корее, привело к самым большим жертвам. 29 декабря Boeing 737-800 авиакомпании Jeju Air при выполнении аварийной посадки в аэропорту Муан выкатился за полосу и столкнулся с инженерными сооружениями. Из 181 пассажира погибли 179 человек. Выжили только два бортпроводника.
Всего за рубежом в 2024 году произошло 59 выкатываний. В большинстве они были квалифицированы как инциденты, но в 14 случаях произошли "полновесные" авиапроисшествия. А какая статистика в России? Кстати, новость последних дней из той же серии: 25 января на аэродроме Нелькан экипаж Ан-24 авиакомпании "Хабаровск-Авиа", прекратив взлет, по предварительной информации, из-за отказа, выкатился за полосу. На борту находились 24 человека. К счастью, никто не пострадал. Расследователям еще предстоит установить причины произошедшего.
- По данным, которые еще будут уточняться, в России в прошедшем году произошло 15 случаев выкатываний, - говорит эксперт. -. В это число вошли коммерческие, частные и гражданские учебные самолеты. Не буду голословным:
9 января Boeing 737 авиакомпании "Норд Стар", на борту которого находилось 177 человек, выкатился за пределы ВПП в Норильске.
12 января Як-42 авиакомпании "Космос" выкатился при выполнении посадки в Архангельске.
15 января Ту-204 "Почты России" не удержался на полосе и, выкатившись на 40 метров, оказался в сугробе.
2 февраля достойный цирка пируэт при посадке на летную площадку буровой на Ямале выполнил экипаж Ан-2 компании "Мобил Авиа", столкнувшись хвостовой лыжей с одним из огней.
5 февраля при посадке в Саранске на 20 метров вправо от полосы выкатился Суперджет 100 авиакомпании "Россия".
16 марта также при выполнении посадки в аэропорту Ноглики выкатился самолет DHC-6 авиакомпании "Арт Авиа".
1 апреля в Петропавловске-Камчатском при выполнении рейса в Магадан выкатился Ан-26 Камчатского авиационного предприятия. На борту находилось 23 человека.
2 апреля Ан-24 авиакомпании "КрасАвиа" с 15 пассажирами и 4 членами экипажа после посадки в Красноярске выкатился за пределы полосы на 15 метров, повредив лопасти воздушного винта.
23 мая частный гидросамолет Aviatech L-145 выкатился с ВПП в Калуге, повредив крыло и шасси.
4 июня еще один самолет авиакомпании "КрасАвиа" выкатился после посадки в аэропорту Диксона и оказался в сугробе. Да, в разгар лета.
29 июня самолет CRJ 200 авиакомпании UVT Aero выкатился на 10 метров вправо от полосы при выполнении посадки в Екатеринбурге.
10 декабря Як-40 авиакомпании "АэроБратск" выкатился на послепосадочном пробеге в Олекминске. Полосы элементарно не хватило: носовая опора шасси оказалась в снегу.
Не отставали по выкатываниям и курсанты летных училищ. Так, 11 июня после отказа двигателя при выполнении аварийной посадки на 200 метров выкатился Diamond DA40NG Ульяновского института гражданской авиации. 18 июля при посадке в Солдатской Ташле учебный Diamond-40 при выкатывании повредил воздушный винт. Это был первый самостоятельный полет девушки-курсанта. А 11 сентября в Бугульме самолет Cessna 172S Санкт-Петербургского университета гражданской авиации выкатился на 100 метров и получил незначительные повреждения.
Во всех этих потенциально опасных ситуациях повезло, что никто не пострадал и не погиб. Даже если не учитывать три выкатывания при обучении курсантов, то показатель в России настораживает: 12 выкатываний против 59 во всех остальных странах. А если сравнивать общее количество полетов, выполненных в России и за рубежом (данные будут готовы через пару месяцев), то коэффициент количества выкатываний на количество выполненных полетов будет совсем плачевным для нас, - комментирует эксперт.
Недавно Росавиация признала, что число авиационных происшествий в России в 2024 году по сравнению с 2023 годом выросло. Но, как сказано, "тем не менее страна находится в общемировом тренде по безопасности полетов, опасных тенденций в этой области нет". Предстоящий год покажет нам, действительно ли это так. Что касается выкатываний, то статистика за недавно начавшийся год уже пополнилась двумя событиями.

- Выкатывание никогда не происходит само по себе - ему предшествуют либо отказы, либо сложные метеоусловия, либо ошибки экипажа. Выкатывание может произойти либо за конец полосы, либо вбок от нее, - поясняет Сергей Мельниченко. -. Чаще всего выкатывания происходят при посадке, но бывают и выкатывания при выполнении взлета. Причем в этом случае часто не обходится без травм и гибели людей, не говоря уже о повреждениях или полном уничтожении самолета.
По статистике, до 80 процентов всех авиационных происшествий можно объяснить человеческим фактором. Наиболее опасными являются взлет и посадка, а также периоды времени до и после этих событий. Считается, что ошибка пилота является причиной 53% авиационных происшествий, за ней следуют механические неисправности (21%) и погодные условия (11%).
Любой летчик знает: посадка и взлет - самые сложные фазы полета для любого самолета. Почти половина всех авиакатастроф, которые проанализировали эксперты за период с 1983 года, произошли именно на этих этапах, которые создают большую нагрузку на экипажи и наземных специалистов. Тяжелое сочетание постоянного изменения конфигурации самолета, необходимости управлять им, общаться с авиадиспетчерами и следить за постоянно меняющимися погодными условиями увеличивает вероятность непредвиденных событий, которые иногда приводят к происшествию.
Как предотвратить выкатывания? Безусловно, лучший способ - комплексный подход с участием всех заинтересованных сторон: пилотов, авиакомпаний, авиационных регуляторов, расследователей. В основе совместной работы лежит выявление угроз, оценка рисков и повышение безопасности на взлетно-посадочных полосах за счет обучения персонала и улучшения инфраструктуры. Есть и другие действия, которые могут предпринять аэропорты и аэродромы. Это не всегда заметная, но кропотливая и исключительно важная работа. В ее основе в том числе повышенное внимания человеческим факторам: таким как усталость, отвлечение, стресс и так далее.
Однако не всегда можно предугадать или спрогнозировать появление новых угроз, поэтому может возникнуть необходимость в пересмотре существующих мер по снижению рисков, связанных с операциями на взлетно-посадочной полосе, и обеспечению их надлежащего выполнения.
- Иногда простого внесения изменений в документы бывает недостаточно, - говорит Сергей Мельниченко. - Тогда могут понадобиться инвестиции в улучшение структуры ВПП и надлежащей системы освещения аэропорта в зоне безопасности взлетно-посадочной полосы. И само собой, рекомендации расследователей авиационных происшествий и инцидентов пишутся не для окончательных отчетов, а для того, чтобы эти рекомендации исполнялись. Только так можно будет не допустить повторения небезопасных коллизий в будущем.
Ситуация с безопасностью в районе взлетно-посадочных полос настолько важна, что ИКАО подготовила документ, который получил название GAPPRE - "Глобальный план действий по предотвращению выкатываний с взлетно-посадочных полос". GAPPRE - это список рекомендаций и инструкций, в котором обобщены наилучшие практики авиационной отрасли, позволяющие избежать выкатывания помимо соблюдения нормативных требований. Это 60-страничный инструктивный материал для эксплуатантов воздушных судов, который летный экипаж может использовать как часть своей повседневной работы.
2 января в аэропорту Токио/Ханеда на взлетно-посадочной полосе столкнулись Airbus A350 Japan Airlines с самолетом береговой охраны Японии. Все 367 пассажиров и 12 членов экипажа Airbus были эвакуированы. Из шести членов экипажа De Havilland Canada Dash 8; в живых с серьезными травмами остался только капитан. Остальные пять членов экипажа погибли.
23 января самолет BAe Jetstream 32 канадской Northwestern Air,разбился вскоре после взлета из аэропорта Форт-Смит. Погибли шестеро из семи находившихся на борту.
9 февраля Bombardier Challenger 600 американской авиакомпании Hop-A-Jet при попытке совершить экстренную посадку врезался в автомобиль. На борту были пять человек. Двое из пяти погибли.
5 марта самолет Dash 8-300 кенийской Safarilink Aviation столкнулся в воздухе с Cessna 172, принадлежащим местной летной школе. Dash благополучно приземлился. А вот Cessna разбился в Национальном парке Найроби. Погибли два пассажира.
21 мая Boeing 777-300ER Singapore Airlines попал в сильную турбулентность, в результате чего погиб один пассажир. Еще 104 человека, включая экипаж, получили травмы.
12 июля самолет Sukhoi Superjet 100-95LR российской авиакомпании "Газпромавиа", выполнявший полет из Луховиц в Москву, разбился при попытке совершить аварийную посадку. Все три члена экипажа, находившиеся на борту, погибли.
24 июля самолет Bombardier CRJ200ER непальской авиакомпании Saurya Airlines упал при взлете из Катманду (Непал). Выжил только пилот. Остальные 18 человек погибли.
9 августа ATR 72-500 бразильской компании Voepass Linhas упал в жилом районе. Жертвами стали все 58 пассажиров и 4 члена экипажа.
22 августа самолет Cessna Grand Caravan 208B авиакомпании Thai Flying Service вскоре после взлета врезался в мангровый лес. Катастрофа унесла жизнь всех 9 находившихся на борту.
31 августа вертолет Ми-8 российской авиакомпании "Витязь-Аэро" разбился над полуостровом Камчатка. Погибли все 22 человека.
5 ноября экипаж самолета Honda HA-420 HondaJet прервал взлет в аэропорту Меса/Фалкон-Филд (Аризона, США). Однако самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и столкнулся с автомобилем. Погибли пятеро.
25 ноября грузовой Boeing 737-400(SF) испанской Swiftair столкнулся с землей при посадке в Вильнюсе. Один член экипажа погиб.
18 декабря Bombardier Challenger 300 при посадке в Сан-Фернандо (Аргентина) выкатился за пределы ВПП и врезался в фасад дома. Оба пилота погибли.
22 декабря самолет Piper PA-42 Cheyenne разбился вскоре после взлета в аэропорту Канела (Бразилия). Погибли все 10 человек на борту, еще 17 получили ранения на земле.
23 декабря Airbus A220 Swiss International Air Lines, летевший из Бухареста в Цюрих, был перенаправлен в Грац после появления едких испарений и дыма в салоне. Пассажиров после посадки эвакуировали по аварийным трапам. Один бортпроводник скончался в больнице. В ходе первоначального расследования было установлено, что двигатель отказал из-за ранее неизвестной неисправности.
25 декабря самолет Embraer E-190AR авиакомпании "Азербайджанские авиалинии" при попытке выполнить аварийную посадку разбился недалеко от аэродрома Актау (Казахстан). Погибли 38 из 67 находившихся на борту пассажиров.
29 декабря Boeing 737-800 южнокорейской авиакомпании Jeju Air при выполнении аварийной посадки в аэропорту Муан (Южная Корея) выкатился за пределы полосы и столкнулся с инженерными сооружениями. Из 181 пассажира погибли 179 человек, два бортпроводника выжили.