Традиционное искусство наполняет энергией жизнь современных китайцев

Если нужно найти китайский город с наибольшим контрастом современности и традиций, то им непременно станет Чэнду. Модный, красочный, но в то же время древний и загадочный. Веками город хранит секреты Сычуаньской оперы и чайной церемонии, которые внесены в список нематериального культурного наследия.
Сычуаньские мастера передают из поколения в поколение секреты нематериального культурного наследия.
Сычуаньские мастера передают из поколения в поколение секреты нематериального культурного наследия. / Медиакорпорация Китая

Виртуозно менять маски во всем Китае умеет всего около ста человек. Во время выступления в знаменитой Сычуаньской опере на голове артиста может быть одновременно до 10 масок. Их быстрая смена называется бяньлянь, все происходит за доли секунды. Каким образом, нам остается только гадать - это тайна, которая вот уже как 300 лет остается только в кругу сычуаньских мастеров.

Из поколения в поколение передается и значение цветов масок, которые берут начало из литературных произведений. Например, красное лицо было у генерала из традиционного романа "Троецарствие", он славился храбростью. Белый цвет символизирует двуличие, а черный - справедливость.

Фото: Медиакорпорация Китая

Смена лиц - это только эффект, главное - что с каждым новым образом мастер меняет манеру игры. У Цзинцзин обучалась тонкостям Сычуаньской оперы с детства, она родилась в семье профессиональных артистов.

У Цзинцзин, как носитель нематериального культурного наследия Сычуаньской оперы, делится специ- фическими особенностями этого вида искусства: "Если на мне маска царя обезьян - я и двигаться должна соответственно как обезьяна, а в следующий момент я уже девушка, полная изящества. Необходимо движениями тела, жестами, походкой все это показать".

Фото: Медиакорпорация Китая

Маски, как правило, артист рисует сам. Цзинцзин использует не только традиционные образы - на детских представлениях она изображает персонажей из современных мультфильмов.

"Традиционные маски часто имеют оскал, - вспоминает она один из своих рабочих дней. - Однажды я выступала в детском саду и поменяла маску прямо перед одним из ребятишек, и он испугался. А из-за этого и вся группа начала кричать. Я поняла: для детей нужен отдельный реквизит".

Каким образом за доли секунды происходит смена маски, зрителям остается только гадать. Фото: Медиакорпорация Китая

Сейчас мастера используют украшения попроще, не из драгоценных металлов, но костюмы все так же ценны. Реквизит сычуаньских артистов 200-300 лет назад по современным меркам мог стоить и сотни тысяч юаней.

У Цзинцзин поясняет: "Мы используем костюмы, когда выступаем без масок. Стилю Сычуаньской оперы и базовым приемам актерского мастерства, хореографии, вокала я обучаю детей. Сейчас у меня берут уроки около 30 будущих артистов".

Для ролей без масок, когда нужно отыграть только один образ, мастер может корректировать и свой вес - набрать или сбросить до 10 килограммов. Огромное значение при таком выступлении будет играть грим, его наносят примерно два часа, хотя выступление продлится всего 10-15 минут.

Сейчас Цзинцзин одна из самых популярных мастеров Сычуаньской оперы во всем Китае. Дело своей жизни она продвигает через соцсети. Сейчас на ее блог подписаны уже больше полумиллиона человек.

Точно не меньше почитателей и у этого народного искусства - чайные церемонии с приемами кунг-фу проводили и тысячи лет назад.

Базовой составляющей для этого искусства стали техники движения с мечом. К примеру, один из таких элементов называется "нефритовый дракон поклоняется луне", чтобы овладеть им, в среднем нужно около трех месяцев активных тренировок. Для выполнения комплекса приемов чайные артисты оттачивают свое мастерство уже годами.

Без уверенности здесь никуда, ведь в чайнике во время выступления находится кипяток. Вода, пока идет по длинному носику, успевает остыть до 80 градусов - идеальной температуры для заваривания чая прямо в стакане.

Чтобы целый день так ловко работать с чайником из чистой меди, нужно постоянно практиковать технику тайцзицюань с плавными и статичными упражнениями, а также боевые приемы, чтобы появились внутренняя сила, резкость в движениях и контроль дыхания.

Су Сяоцзин, носитель нематериального культурного наследия искусства подачи чая поясняет: "Когда я только постигал азы такой чайной церемонии, я сомневался, а точно ли занят нужным для себя делом, но в процессе работы над собой, своим сознанием, у меня появилось достаточно много внутренней энергии, и сейчас я искренне уверен, что готов посвятить этому делу всю свою жизнь. Главное счастье для меня - думать, что мое мастерство кого-то может направить на правильный путь".

Су Сяоцзин: Главное счастье для меня - думать, что мое мастерство кого-то может направить на правильный путь. Фото: Медиакорпорация Китая

Такие чайные церемонии часто совмещают с выступлениями артистов местной оперы для полного погружения в древнюю культуру Китая.