Символ змеи в китайской культуре имеет много интерпретаций

В качестве одного из двенадцати традиционных китайских знаков зодиака змея следует за драконом и часто ласково называется "сяо луном" (маленьким драконом).
Медиакорпорация Китая

Во многих культурах мира змея символизирует удачу и святость, однако в некоторых западных мифах она также может представлять коварство и зло. По сравнению с остальными одиннадцатью китайскими знаками зодиака существует много интерпретаций значения символа змеи. Она является единственным холоднокровным животным среди всего пантеона китайского зодиака. Помимо мифического дракона, она - единственная с чешуей. Кроме того, змея является одним из самых ранних тотемных символов, найденных в китайской культуре.

Благодаря форме своего тела и плодовитости змеи воспринимаются многими культурами как источник жизненной силы, энергии, трансформации. Например, некоторые богини в древнеегипетской мифологии были змеевидными. В южноафриканской мифологии бушменов говорят о том, что человек был преобразован из змеи. Более того, змеи склонны обитать возле воды, а молнии, связанные со штормами, напоминают их форму, что побуждало древние народы поклоняться им как богам дождя и воды.

На протяжении веков со змеями были связаны мистические события и истории, вызывая противоречивое к ним отношение. В древние времена люди как боялись, так и почитали их, что порождало множество мифов и легенд о змеях.

В древнекитайской легенде змеи и журавли считаются символами долголетия и удачи. В сборнике "Шиицзи", написанном Ван Цзынянем, говорится, что в период Троецарствия бабушка канцлера Восточного У Чжан Чжао однажды, когда каталась на лодке по реке Цзянпу, встретила белую 10-метровую змею. Бабушка Чжан Чжао стала заклинать животное не кусать ее и посадила змею в свою коробку, откуда к утру змея исчезла. Соседи позже сообщили, что видели белого журавля, улетающего из дома Чжан. Оракул ей сказал, что это хороший знак того, что ее дети и внуки будут счастливыми и обретут высокий статус. Позже ее внук Чжан Чжао стал генералом и премьер-министром Восточного У. В те времена считалось, что змеи приносят удачу.

Змеи в древнем Китае также считались символом хорошего урожая или умножения потомства, особенно в бронзовых культурах юга и юго-запада страны, где часто встречаются изображения змей в качестве основного мотива. Например, бронзовый сосуд для вина цзунь, найденный в Гунчэне Гуанси-Чжуанского автономного района в период Чуньцю (период Весен и Осеней), имеет яркий непрерывный рисунок двух змей, борющихся с лягушками. Национальные меньшинства, проживающие в приграничных районах, часто использовали змей в качестве символа урожая или земли. Например, в гробницах древних дянцев, раскопанных в горах Шичжай и Лицзяшань в провинции Юньнань на юго-востоке Китая, часто находили артефакты, стилизованные под змей. Здесь были обнаружены бронзовые лопаты со змеиными головами в качестве топоров, а также бронзовые мечи со змеиными телами в качестве рукояток. Что касается большого количества найденных бронзовых застежек с фигурками птиц и животных, то все они украшены спутанными и свернувшимися змеями. В трехмерных рельефах на крышках сосудов, изображающих сцены ритуалов и молитв, образ длинного змея часто встречается, особенно в могиле царя Диана, где была обнаружена золотая печать, выданная центральным правительством династии Западная Хань. Ручка печати выполнена в виде закрученной золотой змеи, символизирующего благородный статус и власть царя Диана.

Медные ножны с ажурным узором в виде змеи династии Западная Хань. Фото: Медиакорпорация Китая

В изображениях династии Хань как у Фуси, так и у Нюйва - человеческое тело и змеиный хвост. Рядом с ними - солнце и луна. Они показаны с солнцем и луной (некоторые интерпретируют их как бога Солнца и богиню Луны) или они изображены с циркулем и мерной линейкой, причем их змеиные хвосты иногда выглядят как драконьи. На шелковом полотне династии Тан, найденном в могилах в Турфане, переплетенные змеиные хвосты Фуси и Нюйва, окруженные звездами, символизируют надежду на будущее поколение. При династии Хань изображение Фуси и Нюйва с телами змей или драконов может свидетельствовать о том, что в древнем Китае эти два существа часто рассматривались как единое целое. Иногда змеи символизировали императорскую власть. Согласно легенде, Лю Бан, основатель династии Хань, будучи местным чиновником, однажды столкнулся с огромной змеей, блокировавшей его путь. Он вытащил меч и убил ее. Позже прохожие увидели старую женщину, которая заплакала и сказала, что змея была сыном Белого Императора и только что была убита сыном Красного Императора. Эта история, популярная во времена династии Западная Хань, придает восхождению Лю Бана к власти мистический оттенок и указывает на то, что люди в то время часто использовали змею как символ императоров.

В некоторых древних легендах змеи также рассматриваются как воплощения известных генералов. Например, в "Книге Цзинь" рассказывается о Ду Юй, знаменитом генерале, который в Цзинчжоу, будучи пьяным, превратился в огромную змею, иллюстрируя свои сверхъестественные способности. Со временем люди перестали воспринимать змею как символ императорской власти, а стали использовать дракона в качестве символа императоров, особенно при династии Мин и Цин.

Среди древних артефактов, ярко изображающих змей, выделяются два примера: первый - это Сюань-у, бог - повелитель Севера. Изображался в виде черепахи, обвитой змеей. Такие изображения нередки на северных сторонах погребальных сооружений эпохи Хань. С конца X века Сюань-у именовался как Чжэнь-у ("истинная воинственность"). Так как Север в представлениях о стихиях был связан с водой, то Сюань-у стал считаться и божеством воды. Второй пример - змея, представляющая шестой час в двенадцатичасовом цикле. Она в керамических фигурках времен династии Суй и Тан часто изображается человеком с головой змеи.

В древнекитайской культуре многие легенды изобилуют персонажами, такими как "Змея-мужчина" и "Змея-женщина". В древнекитайской мифологии Паньгу, мифический предок, первый человек на земле, разделивший небо и землю, изображается с "драконьей головой и змеиным телом", в то время как Нюйва, одна из великих богинь китайского пантеона, создательница человечества, избавительница мира от потопа, богиня сватовства и брака, представлена со змеиным телом и человеческим лицом.

Бронзовая змея, музей Саньсиндуй, Дэян провинции Сычуань. Фото: Медиакорпорация Китая

В "Легенде о белой змее", одной из четырех главных народных легенд Китая, Бай Сучжэнь, фея-змея, после тысячи лет трансформации, перевоплотилась в прекрасную женщину и вышла замуж за Сюй Сяня в благодарность за то, что он спас ей жизнь. Она родила и вырастила их общего сына, ставшего очень успешным. Бай Сучжэнь также помогла Сюй Сяню открыть медицинскую клинику, и они вместе спасли жизни многих людей.

Однако их счастье было недолгим, поскольку такая любовь привлекла внимание Фахая, буддийского монаха, у которого были подозрения относительно истинной природы Бай Сучжэнь. Руководствуясь своим долгом защищать царство смертных от сверхъестественных существ, Фахай представил Сюй Сяню личность Бай Сучжэнь как змеиного духа. Под влиянием Фахая Сюй Сянь отдалился от Бай Сучжэнь, разбив при этом ей сердце. Убитая горем и отчаянно желающая воссоединиться с Сюй Сянем, Бай Сучжэнь была схвачена и заключена в Пагоде Лэйфэн. Тем временем Сюй Сянь раскаялся в своих действиях и решил спасти Бай Сучжэнь, восстановив их любовь. Столкнувшись на своем пути с многочисленными препятствиями и проблемами, Сюй Сянь проявил непоколебимую решимость и мужество, сражаясь вместе со своими соратниками за освобождение Бай Сучжэнь из Пагоды Лэйфэн. Они противостояли Фахаю и его последователям в ожесточенной битве и в конечном итоге им удалось разрушить чары Пагоды Лэйфэн и освободить Бай Сучжэнь из плена. Фахай, не желая мириться с поражением, собрал свои силы, чтобы навредить людям. Он вызвал мощный потоп, который затапливает храм Цзиньшань, угрожая жизням его жителей и сея хаос на земле. Предотвращая эту катастрофу, Бай Сучжэнь использовала свою магическую силу, остановив волну, и спасла жителей.

Наконец воссоединившись, Бай Сучжэнь и Сюй Сянь обнялись со слезами радости, их любовь обрела силу даже большую, чем прежде. Благодаря этой истории, фея-змея Бай Сучжэнь считается символом красоты, храбрости и верности в любви.

Представители семейства рептилий, змеи полезны для человека, несмотря на то, что их боятся, а порой и ненавидят. Змеи питаются в основном грызунами и способны бороться с их нашествием. В то же время их мясо съедобно, кожа ценна, а лекарственная ценность чрезвычайно высока.

Использование змей в медицине было зафиксировано еще во времена династии Западная Хань в медицинской книге "Шэньнун Бэньцаоцзин" (классика медицины Шэньнуна). Во времена правления династии Мин фармаколог Ли Шичжэнь в книге "Бэнь-цао-ган-му" более подробно описал, что ямчатые гадюки могут вылечить гемиплегию и заболевание рук, ног и внутренних органов.

В мире насчитывается около 20 видов съедобных змей. По своей токсичности они делятся на ядовитых и неядовитых. Но почти все они имеют определенную съедобную и лекарственную ценность. За последние 50 лет использование компонентов змеиного яда в медицине в целом является перспективным направлением исследований. Увеличилось не только количество видов змей, используемых в медицине, но и количество заболеваний, которые лечатся с их помощью. Также были сделаны новые открытия в фармакологических исследованиях, связанных со змеями.

Представлен официальный талисман и логотип гала-концерта Медиакорпорации Китая в честь наступающего года Змеи

Медиакорпорация Китая представила талисман Гала-концерта в честь праздника Весны 2025 года. Талисман телешоу, которое знаменует начало года Змеи, называется Сышэншэн. Он символизирует жизненную силу и удачу. Лицевая сторона талисмана повторяет очертания серебряного скипетра времен династии Тан, найденного при раскопках в провинции Шэньси на северо-западе Китая. Рисунок змеиных глаз заимствован из бронзовых артефактов, обнаруженных в руинах Саньсиндуй на юго-западе страны. Вместе с талисманом был представлен логотип Гала-концерта по случаю праздника Весны 2025 года (Нового года по лунному календарю). Так как наступающий год пройдет под покровительством Змеи, за основу взят иероглиф "巳", который переводится как "год Змеи". Этот знак встречается в надписях на гадательных костях - древнейших образцах китайской иероглифической письменности. Его использовали и при создании слогана концерта, фразу целиком можно перевести как "Все всегда будет хорошо".

Фото: Медиакорпорация Китая