В церемонии открытия фестиваля приняли участие директор Департамента информации и печати, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, Чрезвычайный и Полномочный посол КНР в России Чжан Ханьхуэй и заммэра Москвы Наталья Сергунина. "Приглашаем всех еще раз встретить Новый год в Москве уже по восточному календарю, - пригласила Наталья Сергунина. - Январские каникулы прошли с большим успехом, новогодние площадки приняли миллионы посетителей. В ближайшие недели нас ждет также насыщенная и интересная программа из более чем 400 мероприятий".
В прошлом году такой фестиваль в нашем городе проходил впервые. В нем приняло участие более 700 тысяч москвичей и туристов. Лишь за девять месяцев 2024 года город посетило более 335 тысяч гостей из Китая, а благодаря совместным культурным мероприятиям их будет еще больше.
Праздник продлится 13 дней до 9 февраля. Он охватит Манежную, Тверскую и Болотную площади, Камергерский и Столешников переулки, Тверской бульвар и другие площадки. Как и принято у жителей Китая, посетителей ждут шествие Дракона, под знаком которого проходил уходящий год, и 3меи - символа нового года.
Мастерская для ценителей чая и китайской традиционной каллиграфии, а на переходе от Манежной к площади Революции - китайская игротека. На Тверском бульваре можно научиться играть в китайские настольные игры.
В Китае в ночь со вторника на среду наступил Новый год по лунному календарю - год зеленой деревянной Змеи. О том, какое влияние в мире имеет этот праздник, "РГ" рассказал публицист-китаевед Николай Вавилов.
Празднование китайского Нового года распространено и вне Китая, чему его власти активно способствуют. В министерстве культуры и туризма КНР существует государственная программа по популяризации этого праздника, в том числе в десятках городов в Азии, Европе, Латинской Америке. Тем самым Поднебесная продвигает свою культуру вовне, используя ее как "мягкую силу" для увеличения своего влияния в мире.
По лунному календарю Новый год отмечают во Вьетнаме, в Корее, Японии. Кроме того, уже много десятилетий празднуют его и столицы крупнейших западных государств. Это и Лондон, и Нью-Йорк, и Сан-Франциско, и Брюссель, и Париж.
Раньше всех к этой традиции присоединились такие города как Лондон и Сан-Франциско, потому что там есть китайские кварталы, которые уже существуют полтора века. Непосредственно городские власти участвуют в подготовке фестивалей к Новому году по лунному календарю уже несколько десятилетий.
Почему они это делают? Потому что китайцы превратились в крупнейшую туристическую нацию. Если, условно, еще лет 5 назад число китайцев, у которых был загранпаспорт, составляло порядка 70 миллионов, то сейчас это почти 200 миллионов человек. Это очень платежеспособная нация, и они очень любят в связи с последними изменениями традиций китайского Нового года собираться не только дома на этот праздник с семьей, но и путешествовать.
Как правило, во время низкого зимнего туристического сезона крупные западные муниципалитеты используют его для того, чтобы привлечь в гостиницы, магазины, различные ярмарки именно китайских потребителей. Местные власти украшают свои города, способствуют притоку китайских туристов, реализуют различные China-friendly туристические программы.
Конечно, лидер во всем этом - Лондон, куда на праздничные мероприятия в рамках одной или двух недель приезжают несколько сот тысяч китайских туристов.
Нельзя отрицать геополитические аспекты этого праздника. Для Пекина приобщение той или иной страны к празднованию китайского Нового года - это очень важное достижение. Есть и определенное недовольство со стороны геополитических конкурентов Поднебесной, прежде всего со стороны Соединенных Штатов, к продвижению Китаем своей "мягкой силы".
Приведу пример Панамы, власти которой с 2021 года решили ввести в национальном календаре новый государственный праздник - китайский Новый год.
До этого Панама в 2017 году прекратила свои отношения с Тайванем, установила дипломатические отношения с КНР и обосновала введение такого праздника целью увеличения числа китайских туристов. Соединенным Штатам и другим западным силам такая тенденция совсем не нравится.
Подготовил Артем Кожевников