Создан бот департаментом информационных технологий Москвы в рамках проекта "Перезвони сам". Он помогает обезопасить владельца гаджета от мошенников, аккумулируя информацию об их приемах и способах защиты. "С развитием технологий приемы мошенников также становятся все более изощренными: они звонят от лица банков или официальных организаций, присылают заманчивые предложения о работе, рассылают просьбы помочь со взломанных аккаунтов друзей и знакомых, а также применяют другие уловки, - говорит руководитель проекта Валентина Шилина. - Мы создали бесплатный инструмент, который поможет проверить полученные сообщения. Сервис работает с применением искусственного интеллекта, включая большие языковые модели и технологии оптического распознавания текста и речи".
О важности такого инструмента говорит и статистика: половина преступлений в Москве сейчас совершается с помощью информационных технологий. Одно из главных достоинств этого сервиса - простота и скорость. Вы получили странное сообщение с просьбой дать в долг от знакомого? Вам позвонили из службы безопасности банка и просят прислать код? Просто загружаете это в бот и тут же читаете его выводы. Сейчас сервис работает в тестовом режиме, который продлится до 27 февраля. Потом его доработают с учетом отзывов и пожеланий, а весной этого года проект планируют полноценно запустить. Впрочем, эксперименты, проведенные корреспондентом "РГ", показали, что даже в тестовом режиме бот неплохо справляется с задачами. Сообщения, которые мне явно присылали жулики, бот признал таковыми с вероятностью 80 процентов. И сразу описал признаки, которые указывают на мошенников, - просьба срочного перевода денег, запрос личных данных и т.д. А вот загруженную деловую переписку бот определил как безопасную. "С вероятностью менее 10% сообщение отправлено мошенниками", - сообщил он, прочитав мое собственное письмо авторам проекта с просьбой о комментарии.
Опрошенные "РГ" эксперты, кстати, высоко оценили бот и назвали его создание важным шагом в борьбе с мошенниками. Однако предостерегли, что панацеи быть не может и любая система несовершенна. "Искусственный интеллект пока не может гарантировать 100% точности, - отмечает юрист, владелица компании BN Legal Наталья Бердникова. - Злоумышленники часто используют сложные схемы, которые могут включать нейтральные фразы или адаптироваться к изменениям в защите. Например, мошенники могут использовать сленг, нестандартные формулировки или голосовые искажения, чтобы обойти алгоритмы. Для голосовых сообщений сложностью может стать точное распознавание речи, особенно если речь идет о редких диалектах, акцентах или нечеткой дикции. Это может снизить точность анализа".
Другими словами, как помощник бот - отличный инструмент. Но полностью полагаться на него нельзя, поскольку элементарный здравый смысл он не заменит. Впрочем, разработчики сервиса указывают на это и сами - в конце каждого ответа бот советует пользователям следовать простым советам, опубликованным на сайте проекта "Перезвони сам" sam.mos.ru.