Как и другие крупные города, Ульяновск нуждается в новых автобусах. Однако в обслуживающем городские маршруты ульяновском ПАТП-1 прежде всего не хватает водителей.
Вопрос этот со всей остротой встал в позапрошлом году, когда власти региона готовы были отказаться от закупки новых ста автобусов "СИМАЗ" из-за отсутствия достаточного числа водителей даже на имеющийся транспорт. Профессионалы не хотели переносить все тяготы данного ремесла за ежемесячную зарплату в 65 тыс. рублей. Сегодня платить водителям обещают от 90 тысяч в месяц, но кадровый голод это по-прежнему не утоляет.
"Все это трогательно и хорошо, - отозвался об инициативе создания профильного фонда председатель президиума общественной организации "Транспортный экспертный совет" Виктор Сидоренко, - однако конкретно в Ульяновске они не обеспечены так называемым технологическим системным организационным сопровождением. Куда и на какие маршруты вы поставите новые автобусы? Кого вы посадите за руль? Половина из вновь закупленных единиц просто стоит у забора и потихоньку выходит из строя. Нужны профилактический ремонт, обслуживание".
Прежде чем пополнять парк новыми автобусами и трамваями, надо выстроить рациональную схему движения, считает эксперт. Внедрить "интермодальность", организовать магистральные направления и транспортно-пересадочные узлы. Причем так, чтобы при пересадке из маршрутки в автобус, трамвай или троллейбус пассажир не платил дважды. Но прежде всего необходимо обустроить пассажирский транспортный переход между правым и левым берегом Ульяновска.
"Приобретение большого количества автобусов уместнее всего для перевозки пассажиров между двумя берегами Волги, которая разделяет город на две половины. На обоих - большое количество предприятий и социальных объектов и, как следствие - интенсивный поток пассажиров. Создание развитых транспортно-пересадочных узлов перед мостовыми переходами через реку не нарушит сложившуюся систему общественного транспорта, но позволит решить острейшую проблему города", - считает Виктор Сидоренко.
Необходимость всего сказанного власть понимает. Неделю назад администрация Ульяновска уже объявила аукцион на разработку схемы развития транспортной инфраструктуры за 16,5 млн рублей. И это уже пятая попытка.
Еще несколько лет назад судьба троллейбусного движения в Пензе была под большим вопросом. До 2015 года перевозками занималось МП, впоследствии признанное банкротом, и все троллейбусы могли продать в другие города за долги. Но парк удалось сохранить, и он перешел под управление другой муниципальной организации, впоследствии - частной. Кардинально же ситуация изменилась в 2021 году, когда, решив сохранить троллейбусное движение, полностью обновили подвижной состав. И если пару лет назад пензенцев перевозили 54 ржавых троллейбуса, то сегодня уже закуплено 94 новых - с увеличенным автономным ходом, все они уже работают на маршрутах.
Кроме того, в конце года на территории села Засечного, что рядом с Пензой, начал работу транспортный узел по обслуживанию троллейбусных маршрутов. "Здесь находятся диспетчерская, станция для обслуживания, мойки и ремонта, тяговая подстанция, контактная сеть. Строительство началось в 2023 году, в июне 2024 года объект сдали в эксплуатацию. Депо построено на средства инфраструктурного бюджетного кредита, его общая сумма составила 3,2 млрд рублей. На эти деньги построили транспортный узел и приобрели 94 троллейбуса", - рассказала директор ГКУ "Организатор перевозок Пензенской области" Лариса Панкова.
Автобусный парк города также ждут перемены. В прошлом году перевозчики уже закупили 85 новых машин, в 2025-м планируется приобрести еще 67. В обновлении подвижного состава нуждается не только областной центр, но и районы. Этот процесс можно было бы ускорить как раз за счет создания целевого фонда.
В последние десятилетия Самара страдала от нехватки общественного транспорта, и год от года ситуация только ухудшалась. Кроме того, старые автобусы и трамваи, многие из которых давно отработали положенный срок, часто ломались.
Сегодня в городе реализуется программа обновления подвижного состава. С 1 января в Самаре на линию вышли 300 новых автобусов. Все машины по контракту не старше 2023 года выпуска. "Уже весной этого года проведем следующее обновление автобусов для Самары, запустим новые маршруты для Южного города и Крутых ключей, а затем будем внедрять новые транспортные контракты в Тольятти, Сызрани и Новокуйбышевске. Не у всех это вызовет положительные эмоции, но нашим жителям точно должно понравиться", - сообщал глава правительства Самарской области Михаил Смирнов.
Что касается трамваев, то износ их инфраструктуры и подвижного состава составляет более 75 процентов. В этом году город ждет поставки новых трамваев. На прошлой неделе на линию вышли трехсекционные трамваи "Витязь М", которые отвечают всем современным представлениям о комфорте и безопасности - они низкопольные, просторные, оснащены пандусами, валидаторами, USB-розетками, видеонаблюдением, имеют широкие площадки для колясок.
В ближайшие два года трамвайный парк столицы региона пополнится 71 вагоном "Львенок". Однако, по замечанию мэра Ивана Носкова, есть "сложности с трамвайными путями" в Самаре - они долгое время не ремонтировались. Он сообщил, что в регионе находятся специалисты из Москвы, которые разрабатывают новую транспортную систему Самары.
В Саратове реализуется два масштабных проекта. Строительство линий скоростного трамвая ведется на маршрутах 6, 8 и 9. Значительная часть работ выполнена, завершить их планируется к середине грядущего лета. На очереди - модернизация самого востребованного маршрута N 3. В результате скорость движения вырастет в два раза - с нынешних 12 километров до 25 километров в час.
Планы по обновлению подвижного состава пока выполнены менее чем наполовину. Закуплено 26 трамваев "Богатырь" и "Львенок", еще 8 вагонов должны поступить в город к весне. Ранее сообщалось, что для полной замены парка, работающего на этих маршрутах, потребуется более 70 новых вагонов.
Для строительства скоростного трамвая в Саратове регион получил инфраструктурный бюджетный кредит в 17 млрд рублей.
Одновременно ведется перевод автобусных маршрутов на брутто-контракты, когда работа перевозчика оплачивается в зависимости от количества выполненных рейсов, а не от числа перевезенных пассажиров. В прошлом году в городе было запущено два новых автобусных маршрута, работающих по такой схеме.
Как отметил губернатор Роман Бусаргин, на новых маршрутах в два раза увеличилось число рейсов и сократился интервал между ними, также вырос пассажиропоток. "Практика брутто-контрактов зарекомендовала себя хорошо", - утверждает глава региона. На этих линиях работают более 50 новых автобусов, приобретенных за счет бюджетных средств.
Весной этого года на новый формат планируется перевести еще два востребованных маршрута. На них также будут работать новые автобусы.