В Дербенте отреставрировали построенные в VI веке ворота крепостной стены

В дербентской цитадели "Нарын-Кала" - главной исторической и туристической достопримечательности Дагестана - завершились реставрационные работы на участке древней крепостной стены "Орта-Капы". Кладка основания ее ворот датируется предположительно VI-VIII веками.

Часть южной стены крепости, которая входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, оказалась поврежденной в ноябре 2020 года в результате сильных дождей. В 2021-м на реставрацию ворот "Орта-Капы" и разрушенных участков разработали проектную документацию. Как рассказали в Дербентском музее-заповеднике, реставрационные работы проводили в два этапа: с июня по ноябрь 2021 года и с июня 2023-го по декабрь 2024-го.

Средства на реставрацию (около 70 миллионов рублей) выделило министерство культуры России. Подрядчиком стало межобластное научно-реставрационное художественное управление при этом ведомстве. В музее-заповеднике сообщили, что на участках обрушения методом инъектирования укрепили кладку, провели очистку и обработку всех поверхностей, а также зачеканку швов. Кроме того, территорию вокруг благоустроили и установили скамейки.

После обрушения части стены власти Дербента заявили, что давно просили обратить внимание на состояние древней цитадели. "Мы обращались во все инстанции с просьбой провести реконструкционные работы. Своими силами привести в порядок стену мы не могли, так как это зона ответственности министерства культуры РФ. Более того, если бы мы начали ремонтные работы, то понесли бы ответственность по закону", - сообщили в мэрии Дербента.

Насколько качественно и исторически достоверно проведена реставрация, предстоит оценить специалистам и экспертам. Ранее ученые сетовали, что во время предыдущих ремонтов крепостных стен реконструируемые участки часто заменяли новоделом или просто заливали бетоном. Именно такая псевдореставрация, по мнению ученых, могла послужить причиной разрушения стены "Орта-Капы".

Восстановить крепостные стены пробовали в 2015 году в рамках подготовки к масштабным юбилейным торжествам, посвященным 2000-летию города. Как рассказал профессор кафедры археологии и этнологии Дагестанского госуниверситета Муртузали Гаджиев, вместо бетонной отмостки, оставшейся со времен реставрации 1960-х годов, здесь уложили каменные блоки. При этом не были учтены древние технологии строительства. После этого дождевые стоки стали просачиваться внутрь стен. В результате облицовка не выдержала и произошло обрушение.

Угрожал крепостным стенам цитадели "Нарын-Кала" и проект строительства автодороги в обход Дербента. Она должна стать частью международного транспортного коридора "Север - Юг". Трасса призвана снять транспортную нагрузку с улиц туристического города и улучшить экологическую обстановку в нем.

Первоначальный вариант проекта предполагал прокладку трассы поблизости от крепостной стены. Тревогу забили ученые и общественники. Чтобы избежать негативного воздействия на исторический объект и учитывая опасность его обрушения, было принято решение проложить тоннель длиной 300 метров под крепостной стеной. Для его проектирования привлечены эксперты и археологи.