Госконтракт на 400 миллионов рублей по разработке проектной документации линии скоростного трамвая от станции Ельшанка до станции Госуниверситет был заключен еще в марте 2013 года. Город вовсю готовился к чемпионату мира по футболу 2018 года. И тогда казалось, что реализация даже таких долгожданных проектов уже не за горами. Все строительство оценивалось в 15 миллиардов рублей в ценах тех лет и должно было завершиться перед мундиалем. Однако этого не произошло. У города возникли другие приоритеты, связанные с благоустройством. В 2020 году администрация Волгограда издала постановление об отмене проекта строительства линии скоростного трамвая. Контракт на проектирование третьей очереди скоростного трамвая был расторгнут в октябре 2021 года, а заплаченные проектировщикам 260 с лишним миллионов рублей оказались потрачены впустую. Администрация Волгограда просто отказалась от строительства третьей очереди скоростного трамвая до Волгоградского государственного университета и отменила выделение земли для нее на улице Казахской.
Жители города, особенно отдаленных его районов, справедливо возмутились. Инициативная группа граждан записала видеообращение для "Прямой линии" с президентом Владимиром Путиным. В нем они указали на значимость рельсового транспорта для Волгограда, попросили разобраться в ситуации.
"Решение проблемы только одно: строительство третьей очереди подземного скоростного трамвая, - говорилось в обращении. - Но на региональном уровне жители города не могут добиться продления подземного трамвая уже десять лет. Вместо строительства третьей очереди городу навязывают автобусы и маршрутки, что только усложняет дорожную обстановку".
Два года назад возмущенные жители города обратились к главе СК России Александру Бастрыкину, который потребовал возбудить уголовное дело. Однако неожиданно вмешалась прокуратура Центрального района, которая отменила постановление о возбуждении уголовного дела. Как показала проверка, на развитие транспортной инфраструктуры из бюджета действительно выделялась крупная сумма. Но в декабре 2020 года власти сами отказались от проекта планирования и межевания территории для прокладки подземного туннеля. На федеральном уровне эту идею поддержали: лишних средств на строительство в бюджете не оказалось. Обжалование решения вплоть до прокурора Волгоградской области результата не принесло.
На этот раз глава СКР снова дал поручение возбудить уголовное дело. Доклад о предварительных результатах расследования дела должен был поступить ему лично, исполнение поручения поставили на контроль в центральном аппарате ведомства. Однако постановление о возбуждении дела снова отменено прокуратурой.
Сейчас конечная остановка на южном направлении трамвая - это Ельшанка. В перспективе ветку планировали тянуть дальше. Но, к сожалению, концепция поменялась. Самостоятельно осилить такой дорогой объект, как метротрам, регион не в состоянии. Речь идет о миллиардах рублей. Получается, что разработка проекта была напрасной тратой денег. Но при этом призывы привлечь кого-то к ответственности за халатность юридически несостоятельны, так как сроки давности уже истекли.
- Подобного рода обращения всегда требуют тщательного анализа с целью исключения возможности манипуляций, - полагает сопредседатель регионального штаба Народного фронта "За Россию" в Волгоградской области Антон Лукаш. - Именно изменение приоритетов безопасности и финансовых оснований в связи с подготовкой к ЧМ по футболу в 2018 году, необходимость выполнения неотложных проектов - вот причина смещения акцентов в развитии системы электрического транспорта. Строительство третьей очереди Ельшанка - Госуниверситет планировалось в 2013 году за счет средств федерального бюджета. Однако, насколько известно, начать стройку не представилось возможным в связи с перераспределением бюджетных средств на иные объекты чемпионата мира.
Власти Волгограда и региона нечасто комментировали эту тему и высказывались по поводу возможности строительства третьей очереди. В 2023 году замруководителя департамента городского хозяйства Сергей Комлев отмечал:
- Мы не оставили идею продлить трамвайную ветку в южном направлении, ищем возможность с учетом различных федеральных программ. Технически это очень сложно и дорого. Реализация проектов с подземными линиями экономически целесообразна в городах с населением не менее пяти миллионов человек. Это мнение научно-исследовательского института, который данным вопросом занимался. Попробуем продлить наземную ветку от "Обувной фабрики" далее на юг. Развитие транспортной инфраструктуры - это неотъемлемая часть развития города.
С тех пор позиция властей, похоже, не изменилась.
Справка "РГ"
Строительство туннеля для скоростного трамвая в Волгограде началось в 1976 году. Этот вид транспорта был компромиссным вариантом: город еще не достиг размеров миллионника, поэтому в руководстве страны тогда сочли, что метро Волгограду пока не положено. 5 ноября 1984 года начала работать первая очередь метротрама. Ее протяженность составляла 13,5 километра, при этом подземная часть имела протяженность лишь 3,5 километра в центре города.
Строить вторую очередь в южном направлении начали уже в следующем году, но затем процесс остановился. Открыли движение по удлиненной линии только в декабре 2011 года. Практически сразу же заговорили о третьей очереди, которая по планам должна была дойти до самого края Советского района со станциями у аграрного вуза и ВолГУ. Строительство должны были вести на федеральные средства. Регион брал на себя проектирование. Но затем от идеи строительства по финансовым соображениям отказались, а в январе руководство Волгоградской области, говоря о модернизации трамвайной инфраструктуры, третью очередь даже не упоминало.