Продолжение волгоградского метротрама стало поводом для расследования

Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин дал указание повторно возбудить уголовное дело по обращению жительницы Волгограда об отмене решения продлить линию скоростного трамвая в городе. Но, как и прошлым летом, прокуратура этот почин не поддержала. Разбираемся, что там происходит.

Госконтракт на 400 миллионов рублей по разработке проектной документации линии скоростного трамвая от станции Ельшанка до станции Госуниверситет был заключен еще в марте 2013 года. Город вовсю готовился к чемпионату мира по футболу 2018 года. И тогда казалось, что реализация даже таких долгожданных проектов уже не за горами. Все строительство оценивалось в 15 миллиардов рублей в ценах тех лет и должно было завершиться перед мундиалем. Однако этого не произошло. У города возникли другие приоритеты, связанные с благоустройством. В 2020 году администрация Волгограда издала постановление об отмене проекта строительства линии скоростного трамвая. Контракт на проектирование третьей очереди скоростного трамвая был расторгнут в октябре 2021 года, а заплаченные проектировщикам 260 с лишним миллионов рублей оказались потрачены впустую. Администрация Волгограда просто отказалась от строительства третьей очереди скоростного трамвая до Волгоградского государственного университета и отменила выделение земли для нее на улице Казахской.

Жители города, особенно отдаленных его районов, справедливо возмутились. Инициативная группа граждан записала видеообращение для "Прямой линии" с президентом Владимиром Путиным. В нем они указали на значимость рельсового транспорта для Волгограда, попросили разобраться в ситуации.

"Решение проблемы только одно: строительство третьей очереди подземного скоростного трамвая, - говорилось в обращении. - Но на региональном уровне жители города не могут добиться продления подземного трамвая уже десять лет. Вместо строительства третьей очереди городу навязывают автобусы и маршрутки, что только усложняет дорожную обстановку".

Два года назад возмущенные жители города обратились к главе СК России Александру Бастрыкину, который потребовал возбудить уголовное дело. Однако неожиданно вмешалась прокуратура Центрального района, которая отменила постановление о возбуждении уголовного дела. Как показала проверка, на развитие транспортной инфраструктуры из бюджета действительно выделялась крупная сумма. Но в декабре 2020 года власти сами отказались от проекта планирования и межевания территории для прокладки подземного туннеля. На федеральном уровне эту идею поддержали: лишних средств на строительство в бюджете не оказалось. Обжалование решения вплоть до прокурора Волгоградской области результата не принесло.

На этот раз глава СКР снова дал поручение возбудить уголовное дело. Доклад о предварительных результатах расследования дела должен был поступить ему лично, исполнение поручения поставили на контроль в центральном аппарате ведомства. Однако постановление о возбуждении дела снова отменено прокуратурой.

Сейчас конечная остановка на южном направлении трамвая - это Ельшанка. В перспективе ветку планировали тянуть дальше. Но, к сожалению, концепция поменялась. Самостоятельно осилить такой дорогой объект, как метротрам, регион не в состоянии. Речь идет о миллиардах рублей. Получается, что разработка проекта была напрасной тратой денег. Но при этом призывы привлечь кого-то к ответственности за халатность юридически несостоятельны, так как сроки давности уже истекли.

- Подобного рода обращения всегда требуют тщательного анализа с целью исключения возможности манипуляций, - полагает сопредседатель регионального штаба Народного фронта "За Россию" в Волгоградской области Антон Лукаш. - Именно изменение приоритетов безопасности и финансовых оснований в связи с подготовкой к ЧМ по футболу в 2018 году, необходимость выполнения неотложных проектов - вот причина смещения акцентов в развитии системы электрического транспорта. Строительство третьей очереди Ельшанка - Госуниверситет планировалось в 2013 году за счет средств федерального бюджета. Однако, насколько известно, начать стройку не представилось возможным в связи с перераспределением бюджетных средств на иные объекты чемпионата мира.

Власти Волгограда и региона нечасто комментировали эту тему и высказывались по поводу возможности строительства третьей очереди. В 2023 году замруководителя департамента городского хозяйства Сергей Комлев отмечал:

- Мы не оставили идею продлить трамвайную ветку в южном направлении, ищем возможность с учетом различных федеральных программ. Технически это очень сложно и дорого. Реализация проектов с подземными линиями экономически целесообразна в городах с населением не менее пяти миллионов человек. Это мнение научно-исследовательского института, который данным вопросом занимался. Попробуем продлить наземную ветку от "Обувной фабрики" далее на юг. Развитие транспортной инфраструктуры - это неотъемлемая часть развития города.

С тех пор позиция властей, похоже, не изменилась.

Справка "РГ"

Строительство туннеля для скоростного трамвая в Волгограде началось в 1976 году. Этот вид транспорта был компромиссным вариантом: город еще не достиг размеров миллионника, поэтому в руководстве страны тогда сочли, что метро Волгограду пока не положено. 5 ноября 1984 года начала работать первая очередь метротрама. Ее протяженность составляла 13,5 километра, при этом подземная часть имела протяженность лишь 3,5 километра в центре города.

Строить вторую очередь в южном направлении начали уже в следующем году, но затем процесс остановился. Открыли движение по удлиненной линии только в декабре 2011 года. Практически сразу же заговорили о третьей очереди, которая по планам должна была дойти до самого края Советского района со станциями у аграрного вуза и ВолГУ. Строительство должны были вести на федеральные средства. Регион брал на себя проектирование. Но затем от идеи строительства по финансовым соображениям отказались, а в январе руководство Волгоградской области, говоря о модернизации трамвайной инфраструктуры, третью очередь даже не упоминало.