Напомним, что с 1 января 2025 года российские регионы получили право вводить туристический налог. Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ. Налог вводится властями конкретного муниципалитета и взимается с того, кто оказывает услуги размещения, - с организаций и физлиц, в том числе ИП. Отели или хостелы должны быть в специальном реестре классифицированных объектов.
Необходимость туристического налога и его ставку муниципалитеты определят самостоятельно. Ставка будет расти постепенно, начиная с одного процента от стоимости проживания в 2025 году и прибавляя по одному процентному пункту в год до 2029 года (с 2029-го и далее она не превысит пяти процентов). При этом будет установлен минимальный налог из расчета 100 рублей, помноженные на количество суток проживания. Налоговая ставка может дифференцироваться с учетом сезонности и места размещения. Разумеется, есть и льготные категории граждан, которых новый вычет не коснется, в их числе участники специальной военной операции. Муниципалитеты могут этот перечень расширять.
Крым одним из первых получил право ввести курортный сбор, а теперь налог. Сперва в рамках эксперимента, а теперь и на основании закона. Однако за пять лет этим правом регион так и не воспользовался. Глава Крыма выступил категорически против нового налога в условиях, когда отрасль переживает сложный период и фактически является дотационной.
- Нелогично обременять предприятия курортной отрасли дополнительным налогом, учитывая, что два года подряд мы оказывали им поддержку в связи со снижением турпотока, - заявил по этому поводу Сергей Аксенов.
Действительно, в 2022 и 2023 годах Крым получал из резервного фонда правительства РФ 1,6 и 2,5 миллиарда рублей на поддержку туризма. Средства предусматривались для единовременной выплаты сотрудникам более чем 3,5 тысячи компаний, занятых в туриндустрии. Для получения господдержки организации и индивидуальные предприниматели должны были взять на себя обязательство сохранить не менее 80 процентов сотрудников до 1 октября текущего года. Именно дотационность отрасли в условиях СВО стала главным аргументом Аксенова против турналога.
Аналогичные доводы приводит и министр курортов Крыма. По его мнению, новый налог может поставить в неравное положение легальный туристический бизнес и его "серый" сегмент.
Несвоевременным считают курортный налог и представители туриндустрии.
- В принципе, ничего плохого в туристическом сборе нет, и в прошлом Крым уже применял этот инструмент, но сейчас он ляжет только дополнительной нагрузкой на отельеров, - считает глава Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Стамбульникова. - Я согласна с тем, что нужно отложить этот вопрос.
Аргументы крымчан против налога, пусть и небольшого, но все же ощутимого, понятны. По данным профильного министерства, в прошлом году средняя продолжительность отдыха гостей на полуострове составила 13 - 15 дней с учетом дороги в оба конца. Если даже принять за основу расчета чистого времени на курорте десять дней и минимальную ставку налога 100 рублей за каждый день проживания, выходит дополнительная тысяча рублей с человека. Если же гостей двое, то уже 2000. А если семья, то кому-то этот налог может показаться и обременительным. Надо принять во внимание и то, что логистика путешествий в Крым по-прежнему затруднена, и в этом смысле полуостров до сих пор уступал своим соседям из Краснодарского края.
В таких условиях конкурировать с другими отечественными курортными регионами Крым мог только за счет сдерживания цен, которые два последних года были на 10 - 15 процентов ниже, чем у соседей.
Туристический налог, который власти муниципалитетов могут вводить на своей территории с 1 января, в Ростовской области заработал в восьми городах и ряде сельских и городских поселений. Самые крупные муниципалитеты, где в стоимость номера в гостиницах будет входить уплата нового налога, - это Ростов-на-Дону, Азов, Белая Калитва, Волгодонск, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Таганрог и Шахты. Очевидно, что далеко не все города из этого списка можно найти на туристической карте страны. Тем не менее власти посчитали, что дополнительный сбор с гостей города - с какими бы целями они ни приезжали - не повредит. Собранные средства можно направить на благоустройство и создание привлекательных туристических объектов. Пока, правда, никто не знает, как этот налог начисляется.
В текущем году взиматься он будет с гостя в размере одного процента от стоимости проживания, в 2026 году - уже в размере двух процентов. И далее - прибавляя по одному проценту в год до 2029-го.
Отельеры убеждены, что турналог станет причиной повышения цены на проживание при совсем не очевидном росте инвестиций в туристическую отрасль. Ранее Ассоциация профессионалов индустрии гостеприимства (АПИГ) выступила против него. В письме на имя губернатора (есть в распоряжении "РГ") президент ассоциации Елена Папиж сетовала, что он ударит в первую очередь по бюджетному сегменту рынка.
- При стоимости двухместного номера 3,5 тысячи рублей гости должны будут заплатить суммарно 200 рублей туристического налога, что составит более пяти процентов от цены номера в сутки. Получается, чем отель бюджетнее, тем выше будет процент, составляющий туристический налог, от валовой выручки, - рассказала она.
Это может склонить потребителей выбрать жилье в "серой зоне", считает Елена Папиж. Физические лица, ИП или компании, сдающие квартиры или апартаменты посуточно через различные агрегаторы и платформы, платить турналог не обязаны, если их средства размещения не состоят в специальном реестре. И подобных объектов только в Ростовской области более трех тысяч.
При этом, как отметила президент АПИГ, вырученные от сборов средства власти смогут направить не только в туристическую сферу, поскольку налог не является целевым. Почему же тогда этот налог касается только отельеров? - недоумевает Папиж.
Тем не менее говорить о каких-то серьезных изменениях на рынке гостиничных услуг рано.
- Мы пока ничего не заметили, - говорит Константин Федоров, владелец хостела в центре Ростова. - Еще непонятно, как этот налог платить. Налоговая должна разъяснить.
В регионе функционируют около 600 коллективных средств размещения, которые будут обязаны уплачивать этот налог. Больше всего в Ростове-на-Дону - 176. Вместимость большинства из них - менее 50 номеров. Ростовская область считается скорее транзитным регионом: здесь останавливаются по пути на курорты Крыма, Кубани или Кавминвод.
- Учитывая инфляцию, мы говорим о небольших суммах, и 100 рублей не сыграют серьезной роли, - уверен депутат Сергей Смирнов, член комиссии по бюджету Ростова-на-Дону. - Бюджеты сегодня должны наполняться любыми доступными способами, и данный налог - один из вариантов. Это точно не снизит турпоток.
Делать какие-либо выводы пока рано. Об эффективности можно будет судить по итогам хотя бы первого квартала.
По словам владелицы крупной ростовской туристической компании (ранее владела двумя отелями в центре города) Татьяны Нечепаевой, налог будут платить только средние и крупные компании. Мелкие станут работать, что называется, по-черному.
ФНС пока не дала объяснений, как исчислять новый налог, рассказала Елена Папиж.
- Предстоят семинары минэкономразвития региона и налоговой, которые, как мы надеемся, прольют на это свет, - отметила Папиж.
Отрасль сегодня озабочена тем, как в целом будет развиваться туристическая инфраструктура в городах, рассказала совладелица туристического агентства из Таганрога Наталья Судакова. Если собираемый налог пойдет на ее улучшение, то это будет благом и для бизнеса, несмотря на растущую нагрузку.
- Важно, чтобы средства шли на эти цели, чтобы все понимали, как они расходуются, - говорит Судакова. - В любом случае таким городам, как Шахты, которые вообще редко принимают туристов, стоит для начала задуматься, как сделать город привлекательным, а уже потом собирать соответствующий налог.