Новые правила, утвержденные правительством Севастополя в конце прошлого года, коснутся около 900 предпринимателей. Раньше к объектам НТО не было общих требований, и бизнесмены соревновались в том, у кого ярче сияет вывеска. Многие ларьки имели неприглядный вид и давно не видели ремонта.
- Порядок наводить будем? Делать красивые торговые объекты? - поинтересовался губернатор Севастополя Михаил Развожаев у главы профильного департамента на недавнем заседании правительства города.
Ранее Развожаев в телеграм-канале рассказал, как будут выглядеть торговые павильоны.
- Вводятся три типовых архитектурных решения внешнего вида нестационарных торговых объектов: исторический, современный и балаклавский, - сообщил он.
Киоски первого типа будут стоять в исторической части города. У них строгий вид, стены белого и бежевого цвета, а по углам - колонны. У ларьков в современном стиле, предназначенных для спальных районов и окраин, - простые геометрические формы, без излишеств, но цветовая гамма шире: к белому добавляют коричневый, серый и черный. Отдельный тип киосков разработан для Балаклавы - с навесами в красно-белую полоску. Такие и сейчас можно увидеть на набережной курорта.
Сообщение собрало массу комментариев жителей и предпринимателей. Многие решение властей навести порядок приветствуют. Другие переживают, что в ларьках вырастут цены. Третьи просят обратить внимание на стихийную торговлю на улицах: будет стоять новый красивый ларек, а рядом - уличный развал.
"Все правильно. Если не задать стандарт, город будет как шанхайский рынок", "ларьки вообще нужно снести и забыть об этом пережитке девяностых", "вся красота за счет покупателей. Предприниматели поднимут цены, чтобы окупить эти сооружения", - пишут горожане.
- Я часто покупаю продукты в киосках, потому что там дешевле, товар свежий, продавец может что-то посоветовать, подсказать, - поделилась с "РГ" жительница Севастополя Елена Викторовна. - Внешний вид киосков, наверное, важен. Но если наводить порядок, то нужно убрать и тех, кто торгует на улице с ящиков. Никому до них нет дела. Это позор для города.
Что касается стихийной торговли, то в управлении информационной политики Севастополя сообщили, что в 2024 году департамент сельского хозяйства и потребительского рынка провел 58 рейдов по демонтажу незаконных торговых точек, составил 18 протоколов об административных правонарушениях. В масштабах города с населением почти 600 тысяч человек этого явно недостаточно.
Предприниматели переживают, что новые киоски будут стоить слишком дорого, потребуется брать кредит, а сейчас ставки у банков довольно высокие. Власти предлагают им покупать модульные конструкции у местных производителей, которые готовы выпускать павильоны, соответствующие новым требованиям.
- Я считаю, что решение о киосках несвоевременно, - говорит председатель Севастопольского профсоюза микробизнеса Алексей Макушин. - Сейчас экономическая ситуация не самая лучшая, люди стараются меньше покупать. К тому же у нас сократился турпоток, а малый бизнес в Крыму и Севастополе всегда существовал за счет туристов. Нужно отложить эти нововведения хотя бы до окончания СВО. А если киоски закроются, то на их место придет стихийная торговля. Как вариант, можно было бы снизить арендные платежи за размещение НТО, чтобы малый бизнес мог компенсировать расходы на новые киоски.
По его словам, не у всех киосков в городе неопрятный вид. Есть и недавно установленные павильоны, которые вписались в архитектуру центра Севастополя. Но по новым требованиям их также придется поменять.
Предприниматели получат отсрочку на приведение павильонов в соответствие новым требованиям, сообщил бизнес-омбудсмен Севастополя Илья Пестерников. Применять штрафные санкции, угрожать сносом никто не будет.
- В этой отрасли много микропредприятий с небольшой выручкой. Конечно же, это дополнительная финансовая нагрузка на них, - говорит Пестерников. - Не все разделяют эту идею. Однако торговые объекты надо приводить в соответствие, чтобы в городе у нас стало красиво и он был привлекательным для туристов.