Мишустин обсудил развитие гражданского судостроения с гендиректором ОСК Пучковым

На верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) сейчас строятся порядка 120 гражданских кораблей, в программе также семь ледоколов, три их которых уже работают в Арктике. Для реализации всех программ компании нужно развивать кадровый потенциал - сейчас ОСК требуется порядка двух тысяч новых специалистов ежегодно. Об этом рассказал премьер-министру Михаилу Мишустину гендиректор корпорации Андрей Пучков.
Андрей Пучков рассказал Михаилу Мишустину о ситуации с подготовкой кадров для ОСК.
Андрей Пучков рассказал Михаилу Мишустину о ситуации с подготовкой кадров для ОСК. / Дмитрий Астахов / POOL / ТАСС

"Правительство системно поддерживает вашу отрасль, которая строит суда для перевозки пассажиров и грузов. И это напрямую, что очень важно, влияет на смежников. Это огромное количество предприятий, заводов, фабрик, которые выпускают важную, технологически востребованную продукцию, обеспечивая промышленный и экономический суверенитет страны", - отметил глава правительства в начале встречи.

Он напомнил, что кабмин помогает профильным предприятиям с модернизацией верфей, ремонтом и обслуживанием судов, запускает программы льготного лизинга, выделяет субсидии для снижения затрат и развития производства отечественного оборудования. "До нуля уменьшена ставка НДС для судоремонтных организаций - при условии, что они направляют высвобождаемые средства на обновление своих мощностей", - подчеркнул Мишустин и попросил Пучкова рассказать о промежуточных результатах и планах на будущее.

Сейчас на верфях ОСК идет строительство более 120 судов

"При поддержке правительства РФ мы перезапустили выполнение ряда заказов, по которым на предыдущих этапах были непростые нюансы и некоторые отставания. Сейчас, считаю, мы вошли в серьезный ритм", - заявил Пучков.

По его словам, на верфях корпорации идет строительство более 120 судов. Так, на Балтийском заводе по заказу "Росатома" строится ледокольный флот: всего в проекте 7 атомных ледоколов для Северного морского пути, три из них уже работают в Арктике.

Кроме того, при поддержке Минсельхоза и Минпромторга удалось нарастить темп строительства судов рыбопромыслового флота, рассказал Пучков. Строится корабль "Иван Фролов" для научных целей. "Это новейшее экспедиционное судно, предназначенное для работы в сложных погодных условиях, среди сплошных льдов, оно может преодолевать торосы. Это даст нашей науке возможность работать в сложных погодных условиях, в первую очередь в Арктике", - пояснил Андрей Пучков.

Для насыщения России морским торговым флотом ОСК развивает судостроительные мощности в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке, добавил он.

"Очень важно, что, несмотря на уход иностранных партнеров, отрасль продолжает стабильно работать", - заметил Михаил Мишустин и затронул еще одну важную для отрасли тему - кадры.

"Для производства таких сложных агрегатов, оборудования, вообще для судостроения необходимы квалифицированные кадры. В основном это инженеры, специалисты профессионалитета, которые очень востребованы в отрасли", - указал глава кабмина. Он напомнил, что правительство проводило стратегическую сессию по системе образования в технических вузах. "Крайне необходимо иметь квалифицированного заказчика, который по общественно значимым результатам формировал бы метрики, требования к вузам, которые готовят сегодня инженеров", - считает Мишустин.

Базовое инженерное образование в этой области он оценил как "достаточно развитое", однако современные требования к технологиям, к суверенным решениям "накладывают и новую ответственность за подготовку специалистов".

"У нас есть конкуренция за сильных технических специалистов, и эта конкуренция отражается на издержках компании, на заработной плате сотрудников, - обозначил проблему глава правительства. - Как с этим справляетесь? Каковы планы по подготовке кадров?"

В структуре ОСК работает порядка 100 тысяч человек, ежегодно потребность составляет около двух тысяч новых работников, рассказал Пучков. "Мы очень активно работаем с учебными заведениями, ищем новые форматы. В частности, с Петербургским морским университетом, с нашей Корабелкой, проработали формат подготовки профессиональных инженеров-корабелов для ОСК", - сообщил он, этот проект предусматривает совмещение работы и учебы. "Ребята имеют возможность получать заработную плату, иметь социальные гарантии работника, Получают стаж, но проходят одновременно с этим и образовательные программы, в конечном итоге получая высшее образование", - пояснил гендиректор ОСК.

Корпорация сотрудничает также с 22 колледжами и ежегодно привлекает на практику порядка 3,5 тыс. учащихся. Около 1,5 тыс. из них в итоге устраиваются на работу и таким образом закрывают три четверти потребностей в специалистах этого уровня.

"Все направления развития судостроения крайне важны для нашей страны. Кадровое, конечно, одно из самых важных", - резюмировал премьер. "Здесь я бы хотел, чтобы все национальные цели развития, которые перед нами ставит президент, достигались в такой важной для страны отрасли, как судостроение. Без этого никак нельзя. Ни пассажиров, ни грузы мы не перевезем без своего суверенного флота, который необходимо строить", - добавил он.