Свой успешный бизнес по изготовлению войлочной обуви и другой продукции Алмаз Габидуллин запустил в 2016 году. К тому моменту у него был уже собственный опыт предпринимательства, обучение в Америке и курс по программе "Бизнес-молодость". Сейчас все усилия Алмаза сосредоточены на развитии KIEZ - это не только работа, а дело, которым горит вся семья. За 10-летнюю историю накоплен бесценный опыт, причем не только в вопросах производства, но и в способах, позволяющих увеличивать продажи. Если в 2018-м бренд Алмаза продавал собственными силами 2,5 тысячи пар обуви через интернет-магазин, то в текущий момент продажи доходят до 20 тысяч пар - этот рост дают лидерские позиции на маркетплейсах. О развитии бизнеса в век e-commerce Алмаз Габидуллин рассказал корреспонденту "РГ".
Алмаз, сегодня у вас успешный бизнес по производству войлочной обуви, который внес существенный вклад в развитие отрасли и экономики Татарстана в целом. Какой путь пришлось пройти к этой позиции?
Алмаз Габидуллин: Предпринимательством я начал заниматься с 2008 года. Мой первый бизнес - производство безалкогольных напитков. Это в основном сезонная история, но я занимался им до 2023 года, после чего продал. А параллельно с 2016 года развивал производство войлочной обуви. Сейчас KIEZ - успешный бизнес.
Идея изготовления и онлайн-продаж современных валенок зрела у меня с 2010 года, но старт проекту дал бизнес-тренинг, на котором нужно было предложить новый проект. На сегодня мы производим и продаем около 20 тысяч пар обуви в год.
С какими крупными заказчиками вы сотрудничаете?
Алмаз Габидуллин: Прежде всего это маркетплейсы - Wildberries, Оzon. Через них осуществляется 70-80 процентов объема продаж. Также у нас есть выход на международные рынки, опыт экспорта и в США, и в европейские страны: были поставки в Швецию, Швейцарию, Италию, Францию, Германию. Сейчас стараемся развивать новое направление - Израиль, уже есть первые результаты.
Если сравнивать российские и зарубежные онлайн-площадки, то в чем разница?
Алмаз Габидуллин: У всех свои плюсы и минусы, свои алгоритмы, свои требования.
Сейчас мы локально производим продукцию в Турции и импортируем ее в Россию, а параллельно продаем на турецких маркетплейсах Hepsiburada и Trendyol. Был также опыт работы с eBay, Etsy, поэтому я ответственно могу говорить о том, что каждая онлайн-площадка требует внимания, глубокого изучения алгоритма продвижения, алгоритма рекламы, ее запуска. Но могу сказать, что в целом, если брать онлайн-продажи, то общее знание, как двигаться внутри любой площадки, и умение анализировать информацию, конкурентов принесут определенные плоды.
Имея опыт работы на разных площадках, ты применяешь что-то, тестируешь, если нет результата, то переходишь на другую стратегию.
Чтобы вовремя реагировать на настроения рынка, успевать подстраиваться под потребителя и ловить удачные возможности, нужны знания. Какие этапы обучения вы уже прошли и что в планах?
Алмаз Габидуллин: Я постоянно принимаю участие в бизнес-тренингах: в целях личностного развития, в целях развития навыков в бизнесе, в переговорах, отношениях - так что их уже было довольно много.
В 2023 году я прошел программу обучения в крупнейшем образовательном центре "Сколково" по направлению экспорта, что дополнительно укрепило мои знания в области международной торговли. Защитил свой проект и получил диплом специалиста по экспортно-импортному направлению. Этот опыт стал не только теоретическим, но и практическим вкладом в развитие моего бизнеса, позволив выйти на международные рынки.
До этого учился по президентской программе подготовки управленческих кадров в сфере менеджмента.
Какие инструменты сегодня позволяют вам развивать бизнес и быть успешнее конкурентов?
Алмаз Габидуллин: Современный предприниматель сталкивается с новыми вызовами и технологиями, которые требуют быстрого изучения и анализа. Когда появляется какое-то новшество, нужно обязательно его исследовать.
Самое главное: если ты предприниматель, то нужно мыслить стратегически. В течение нескольких лет я был одним из первых, кто начал осваивать маркетплейсы. Электронные торговые площадки начали активно развиваться в 2019 году, но я стартовал еще в 2010-м. Узнав о данной модели работы, я без колебаний погрузился в это неизведанное направление: тогда не было ни обучающих курсов, ни рекомендаций на YouTube, никто мне не подсказывал. Опирался тогда исключительно на свое предпринимательское чутье, а сегодня регулярно увеличиваю продажи в 2-3 раза и консультирую других.
Знаем, что сейчас вы работаете над запуском нового стартапа. Расскажите подробнее.
Алмаз Габидуллин: Это проект в сфере IT, который также связан с онлайн-продажами, с онлайн-площадками, он будет приносить пользу всем предпринимателям и называется "Уникальная платформа для управления продажами, заказами", то есть всей деятельностью, которая ведется на маркетплейсе.
Идея пришла исходя из собственного опыта работы на онлайн-площадках. Всегда стоял вопрос, как автоматизировать некоторые процессы и инструменты для управления бизнесом.
Допустим, мы продаем на разных площадках - Ozon, "Яндекс. Маркет", "Мега маркет". Приходится заходить в несколько разных личных кабинетов, чтобы следить за статистикой, отвечать на отзывы, делать заявки. Я создал такую программу, которая объединяет все маркетплейсы в одно единое окно. Есть различные программы, которые нацелены на управление одной площадкой, но никто до нас не создавал уникальный продукт, который будет все это объединять как CRM-система, чтобы собирать в одном месте все нужные данные.
Это технически сложно, но мы уже прошли первый этап тестирования, подключили несколько компаний, которые продают на данных площадках. Планируем в начале 2025 года вывести проект на масштабный уровень, а со временем расширить функционал и добавить зарубежные площадки.
Каких объемов хотите достичь в ближайший год?
Алмаз Габидуллин: Минимальный план на этапе входа - тысяча дилеров. Мы планируем выйти на пять самых крупных игроков российского онлайн-ретейла и подключить порядка 10 нишевых онлайн-площадок. Будем привлекать больше инвестиций, участвовать в различных грантовых программах, уже заявили о своем участии в программе Фонда содействия инновации. Впереди защита проекта.
Какие меры поддержки необходимы бизнесу на государственном уровне?
Алмаз Габидуллин: Государство многое делает для развития бизнеса, но сами предприниматели также должны быть внимательными и вовремя отслеживать доступные возможности. Я постоянно слежу за новыми госпрограммами, которые предоставляются Министерством экономики и Центром поддержки экспорта. Гранты и специальные государственные субсидии, которые я получал на конкурсной основе, существенно облегчали работу. В свою очередь, я стараюсь также вносить свой вклад и помогать государству.
Так, с ростом популярности маркетплейсов ко мне стали обращаться за консультациями другие предприниматели, ведь у меня уже был опыт в этой сфере. Таких просьб было много, и во время встречи с главой Республики Татарстан Рустамом Миннихановым я предложил открыть новое направление - создать обучающий центр онлайн-продаж и бесплатно обучать всех, кто захочет. Глава республики дал поручение аппарату президента по правам предпринимателей в Татарстане, и буквально через полгода в республике организовали центр электронной торговли.
Теперь в нашем регионе очень много продавцов, а сами маркетплейсы начали инвестировать в местную экономику, открыли несколько крупных хабов. За участие в проекте кабинет министров Республики Татарстан вручил мне благодарственное письмо.