Произведение Семена Хромого уже реставрировали в Москве более пятидесяти лет назад, и сейчас ему снова требуется небольшая реставрация. После тщательного осмотра Маргарита делает вывод: частично утрачен красочный слой позолоты, местами он потерт, видны следы гвоздей над головой Богородицы, в трещине выкрошился левкас - специальный грунт для иконописи. Есть и другие повреждения.
- Паспортов на иконы никто не составлял, - говорит Маргарита. - Мы не знаем, какой был грунт, с чем смешивал краски мастер. Имеет значение даже то, какой плотник готовил для нее доски. Иконы писали на сосне, березе, ели. Все это приходится учитывать.
Материалы для реставрации используют по возможности те же, что и сотни лет назад. Например, клей получают, как встарь, из плавательного пузыря осетра. Хранится он в засушенном виде, при необходимости его варят, готовый раствор ставят в холодильник, а перед началом работ разогревают на водяной бане. Красок, которыми писали иконы мастера далекого прошлого, нет. Вместо них берут акварель.
- Раньше натуральные краски получали из растений, - поясняет Маргарита. - Акварель очень похожа на них по своим свойствам.
В труде реставраторов есть один тонкий нюанс. Они не дорисовывают утраченные фрагменты, ведь, придя, например, в соборы Троице-Сергиевой лавры, люди хотят увидеть то, что создавал именно Андрей Рублев. Поэтому приходится больше сохранять, чем восполнять.
Через руки Маргариты Карпухиной прошла не одна икона, и к каждой у нее свой подход. А реставратором она стала почти случайно. По образованию Маргарита - художник-живописец. Лет десять назад узнала от подруги, что в одном пермском монастыре ищут иконописцев. Решила попробовать и потихоньку втянулась. А потом перешла в галерею. Правда, она занимается только реставрацией, к иконописи еще не приступала: говорит, пока не до конца уверена в себе.
Тем временем "Богоматерь Одигитрия" Семена Хромого потихоньку приобретает более совершенный вид. Маргарита укрепила стыки между досками, убрала следы от гвоздей. Работы - непочатый край, но рано или поздно древняя икона предстанет перед посетителями Пермской галереи.