Режиссер "Злого города" Буслов о предстоящей премьере: "Мне хотелось на все час пятьдесят погрузить зрителя в историю"

Режиссер Константин Буслов: "Злой город" должен научить любить добро
На больших экранах по всей стране - фильм Константина Буслова "Злой город". Это о Козельске, который в 1238 году семь долгих недель оборонялся от войск хана Батыя. Стены Козельска все же пали, но и тогда горожане не сдались - битва шла на улицах, во дворах, в домах. Хан не сыскал себе славы от победы - зато, как говорится в летописях, благодаря крепкодушию козельчан, Русь подняла голову. Даже удивительно, что никто раньше об этом не снял кино!
Героев в фильме "Злой город" много, и все они разные. "Каждый найдет своего", - уверен режиссер.
Героев в фильме "Злой город" много, и все они разные. "Каждый найдет своего", - уверен режиссер. / "РБ Продакшн"

Но всему свое время. К тому же "экранизировать" пару строчек в летописях - тот еще подвиг. О премьере "РГ" рассказал режиссер и продюсер фильма Константин Буслов.

Константин, когда смотришь "Злой город", то ловишь себя на мысли, что это все будто про сегодняшний день. Чем объяснить столь точное попадание?

Константин Буслов: Я бы не хотел вдаваться в детали, но, действительно, многие эпизоды из "Злого города" совпадают с нашими днями практически на сто процентов. Однако сценарий был готов еще задолго до пандемии, а к работе над фильмом мы приступили три года назад, так что обвинять нас в конъюнктуре бессмысленно. Мне хочется, чтобы зритель в "Злом городе" не только увидел перекличку времен, но и почувствовал, как важно быть сильным и верить в добро. Даже когда кажется, что всё вокруг рушится.

Вы не раз признавались, что "Злой город" - самый сложный из всех ваших проектов...

Константин Буслов: Мы с художником Сергеем Февралевым много месяцев изучали исторические документы, читали исследования, очень долго общались с археологами, которые не так уж и давно раскопали древний Козельск. Все, что мы открыли, - есть в фильме. Например, в Козельске были ремесленники и ювелиры, была церковь. Еще одна интересная деталь - древний Козельск, вопреки устоявшемуся мнению об архитектуре на Руси, был безбашенным, то есть никаких башенок по углам не было. Именно таким мы его и построили.

Это реальные улицы, дома, площади, мастерские. Там вполне можно жить. И все это после съемок осталось,там будут проводить выставки, лекции, другие съемки...

Многие трюки в картине актеры делают сами - и физически они подготовлены так, будто их из спортзала год не выпускали...

Константин Буслов: Примерно столько мы их и готовили. Я, конечно, не говорю о таких сложных трюках, как падение с лошади на скаку, но все схватки на мечах, на ножах и топорах, верховая езда и все прочее - я говорил актерам: "Будьте любезны сами". Как сказал мне уже после съемок Александр Метелкин, за время подготовки он научился даже тому, чему не научился за время службы в ВДВ. Персонаж Алексея Гуськова по сценарию владеет двумя мечами одновременно, у него даже прозвище Обоерукий. Пришлось актеру учиться и этому.

Важно быть сильным и верить в лучшее, даже когда кажется, что все вокруг рушится

Этот трудный путь в подготовке, безусловно, нам сильно помог, хотя, надо сказать, на площадке все равно приходилось что-то менять - были тяжелейшие съемки, суровая и очень снежная зима, экспедиция, короткий съемочный день, огромная массовка, которая все время жаловалась на холод...

К чему такие жертвы, когда кино со всех сторон успешно покоряет искусственный интеллект?

Константин Буслов: Тогда бы это получилось не кино, а тупой аттракцион, где кроме зрелищности не было бы ничего. А мне хотелось на все час пятьдесят - таков хронометраж фильма - погрузить зрителя в историю, заставить его сопереживать героям. А что значит сопереживать? Значит вместе с героями жить, делать выбор, видеть в персонажах не только защитников Козельска, но и обычных людей, таких же, как мы.

А герои у нас разные - есть и малолетний князь, есть разбойник, взявший в итоге меч, чтобы защищать город. Есть козельчанка Весняна, которая владеет оружием не хуже опытных мужчин... Каждый найдет своего героя в "Злом городе". Здесь и мужество, и предательство, и жертвенность, и любовь.

Герой Алексея Гуськова, как сказано в релизе фильма, "олицетворяет искупление и борьбу за свой народ". Как вам вместе с артистом удавалось справиться с таким непростым персонажем?

Константин Буслов: Мы долго друг к другу притирались, Алексей Геннадьевич большой артист, и сказать ему - "делай вот так, потому что я так вижу" - было нельзя, но порой я настаивал, а он прислушивался. Герой Гуськова действительно непростой: встал на сторону врага, потом вернулся к своим, принял монашество - и вдруг снова нужно делать тяжелейший выбор.

Я счастлив, что Ратшу сыграл именно Гуськов. Образ получился именно таким, каким я его видел. Осталось дождаться вердикта зрителя.

В фильме звучит реплика, которую сегодня тоже можно услышать - про художников, которые войну как бы не замечают: "Человек искусства должен заниматься искусством". А вы сами что об этом думаете?

Константин Буслов: Если человек умеет хорошо шить, его не нужно отправлять прыгать с парашютом. Так же как неправильно перековывать и погружать в обстоятельства, где он будет себя чувствовать, как муха в паутине, хорошего скрипача или художника. Каждый должен заниматься своим делом - но когда в твой дом приходит беда, художник и поэт должны приносить пользу своему отечеству в меру сил, способностей, умений и навыков, защищая свою крепость от врага.

Дословно

Алексей Гуськов, актер:

Я увидел у Кости Буслова огромную амбицию. Он этой картиной что-то очень важное доказывал и себе, и нам. Поэтому на площадке у него была абсолютная беспощадность к себе и очень большая требовательность. Этот фильм не только о героях прошлого, но и о нас сегодняшних. Он о людях, которые, несмотря на страх и боль, остаются верными своим принципам.