Какие реагенты используют в городах Урала для борьбы с гололедом

Грязь на дорогах в межсезонье и пылевые бури в теплое время года - привычная для уральских городов картина. По мнению ученых, корни проблемы - в использовании антигололедных средств, содержащих песок и грунт. В связи с этим все больше крупных муниципалитетов стремятся сократить долю "пыльных" реагентов в арсенале служб, отвечающих за содержание улично-дорожной сети.
С тротуаров песок и отсев, как правило, не убирают. К весне они превратятся в пыль, которую унесет ветер.
С тротуаров песок и отсев, как правило, не убирают. К весне они превратятся в пыль, которую унесет ветер. / Татьяна Андреева/РГ

Дешево и токсично

Противогололедные материалы (ПГМ) обычно содержат соли, расплавляющие лед, и твердые частицы, создающие необходимую шероховатость для безопасной езды и ходьбы. Чаще всего в качестве добавок используют песок или отходы добывающих производств. Дешево и сердито, правда, весьма неэстетично в период межсезонья, когда соленый грунт смешивается с талой водой и превращается в липкую грязь. Но на кону десятки миллионов рублей - разница в стоимости современных антигололедных средств на основе мраморной или гранитной крошки и традиционных - галита (побочный продукт переработки калийных руд) и песко-соляной смеси.

Ситуация начала меняться, когда о проблеме заговорили ученые - о том, что используемые повсеместно антигололедные средства представляют угрозу для здоровья горожан.

- Безусловно, они изучены и имеют сертификаты качества, подтверждающие их безопасность для окружающей среды и здоровья человека, но проблема заключается не в их составе, а в способе применения, - говорит заведующий кафедрой биогеоценологии и охраны природы Пермского государственного национального исследовательского университета Сергей Бузмаков. - Весной реагенты, которые содержат песок и грунт, оттаивают и образуют большое количество пыли. Ее частицы сорбируют с дорог различные токсичные элементы, например тяжелые металлы, и через носоглотку попадают в легкие человека. В дальнейшем они могут вызвать серьезные заболевания.

Мнение пермского эколога подтверждают исследования ученых Северо-Западного государственного университета имени И. И. Мечникова (Санкт-Петербург), проведенные в нескольких крупных российских городах. Они показали, что пыль с дорог содержит никель, мышьяк, бензапирен, свинец и кадмий. Источники этих вредных соединений - двигатели внутреннего сгорания. Машин на дорогах, как известно, становится все больше, и жители городов каждую весну вынуждены дышать ядовитой пылью, которую поднимает даже легкий ветер.

Пермь как Дели

Еще в 2005 году народный артист СССР Олег Басилашвили, побывав в Перми на гастролях, рассказал, что был поражен обилием грязи на улицах: подобную картину он видел только в Индии в период муссонов. С тех пор в краевой столице мало что изменилось. С приходом оттепелей улицы превращаются в болото: практически невозможно не испачкать обувь и брюки, пройдя метров сто по тротуару, а поздней весной там нередки песчаные бури.

Как сообщили в ответ на запрос "РГ" в пресс-службе администрации Перми, улично-дорожную сеть (УДС) зимой регулярно обрабатывают противогололедными материалами (используются "Бионорд", галит, песко-соляная смесь и песок), но затруднились с ответом на вопросы, в каком количестве закупаются эти реагенты и в каких пропорциях применяются.

При этом в мэрии рассказали, что наиболее современный ПГМ, в составе которого нет грунта и песка, используется только в трех из семи районов города: какое именно средство закупать, решают сами подрядчики, заключившие с муниципалитетом договор на содержание дорог. Они следуют рекомендациям "Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", утвержденного распоряжением Минтранса РФ № ОС-548-р от 16 июня 2003 года. Документ регламентирует в том числе виды реагентов и нормы их расхода в зависимости от температуры воздуха и интенсивности выпадения осадков.

О том, что эти нормативы расплывчаты и нуждаются в пересмотре, еще в 2018 году заявила руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова. Она, в частности, напомнила о рекомендациях ВОЗ снижать загрязнение атмосферы городов твердыми частицами, в том числе сокращать использование песка в качестве ПГМ. Но существенных изменений с тех пор так и не произошло.

Цена ботинок

В Екатеринбурге нынешней зимой решили провести эксперимент, чтобы определить самый эффективный способ борьбы с гололедом на тротуарах. Вариант постоянной очистки вручную дворниками отпал как крайне трудозатратный - испытывают исключительно реагенты. В одном из микрорайонов пешеходные зоны посыпают смесью песка с солью, в другом на тротуарах разбрасывают новый реагент, смешанный с мраморной крошкой.

Провести сравнительные испытания в реальных условиях капризной уральской зимы в Екатеринбурге решили после недавнего заявления мэра Алексея Орлова.

- Я был в Петербурге. После прогулки по Невскому проспекту обувь была испорчена мгновенно. Давайте мы "Бионордом" дороги заливать не будем: нас на вилы поднимут из-за того, что люди возвращаются домой с испорченной обувью, - разоткровенничался глава города.

Тогда руководство пермского предприятия по производству ПГМ предложило соседям попробовать новинку - смесь химии и чистейшего мрамора. В отличие от песка, благородный камень после раздавливания тысячами колес и подошв перетирается в мел.

- Это безопасный карбонат кальция, как яичная скорлупа или ракушки, - пояснил представитель предприятия Евгений Немировский.

Новинка, по словам разработчиков, проходила экспертизу в научно-производственном центре "Кожа и обувь" и получила добро. Обеспечивая противоскользящий эффект, мел по весне впитывается в газоны и не создает пыльных бурь. Так ли это, жители экспериментального квартала увидят через несколько месяцев.

А для основной части города на текущую зиму для обработки пешеходных зон закуплен фракционированный песок - 3852 тонны. Для посыпки проезжей части приобретена 2861 тонна все того же "Бионорда". Как утверждают местные власти, применяемые материалы соответствуют требованиям национального стандарта и ГОСТу. Конкретно о ботинках в стандартах речи, конечно, не идет. Однако требования к качеству реагентов предусматривают обеспечение не только безопасности, но и сохранности имущества.

На гостевом маршруте

С декабря прошлого года в Тюмени тоже начали тестировать современный противогололедный материал, созданный в Перми. В его составе, поясняет председатель комитета текущего содержания улично-дорожной сети департамента дорожной инфраструктуры и транспорта горадминистрации Владимир Поминов, меньше технической соли. К тому же новинка не топит снег, а поддерживает его в рыхлом состоянии до прихода уборочной техники, не создавая грязи. Этой смесью тюменские власти решили полностью заменить техническую соль на главном гостевом маршруте в центре города. Уже потратили 150 тонн. Реагент недешев, поэтому покупают партиями, оценивают эффективность, сравнивают результаты. Возможно, на нем в обозримой перспективе и остановятся.

Ситуация начала меняться, когда ученые заговорили о том, что используемые повсеместно антигололедные средства представляют угрозу здоровью горожан

- Новый ПГМ используем только на проезжей части в исторической части города, тротуары химическими реагентами не посыпаем - здесь используем отсев гранитной крошки. Песко-соляную смесь не применяем вовсе из-за грязи и угрозы забить ливневки. Галит припасен на случай снегопадов: сыплем на дороги перед осадками и во время большого снега, чтобы кучи не превращались в накат, а оставались рыхлыми до уборки, - пояснил специалист.

Кстати, на эту зиму для Тюмени закупили 5 тысяч тонн гранитной крошки и 17 тысяч тонн галита.

Вся соль - в ПДД

Какие только страсти ни пишут в соцсетях курганцы про реагенты на дорогах: портится обувь, машины, собакам разъедает лапы, город в грязи; когда посыпали песком, вреда было меньше.

В администрации Кургана "РГ" сообщили, что для обработки УДС зимой применяют хлористый натрий - экологически безопасный, соответствующий ГОСТу материал на основе соли. Он эффективно удаляет ледяной накат и, в отличие от песко-соляной смеси, не забивает ливневую канализацию.

Проезжую часть обрабатывают с помощью современных машин с автоматическими дозаторами, которые позволяют равномерно распределять ПГМ. После обработки через несколько часов дороги и тротуары обязательно подметают, снежную массу с остатками соли вывозят на снежную свалку.

- Своевременная обработка дорог позволяет предупредить ДТП, снизить аварийность на дорогах и спасти человеческие жизни, - подчеркивают в мэрии.

Правда, в Госавтоинспекции уточняют: противогололедные смеси помогают в ликвидации зимней скользкости, а снижение аварийности обеспечивает соблюдение водителями ПДД.

Посыпали - подмели

Жителей Челябинска долгое время раздражала песко-соляная смесь, разъедавшая даже металлические номера автомобилей, не говоря уже об обуви пешеходов. Искать альтернативу власти начали еще лет десять назад, но о полном отказе от непопулярных, но дешевых противогололедных материалов заявили лишь в 2019-м - после критики дорожников новым губернатором.

Из средств борьбы с наледью решили оставить только техническую соль. Причем впервые поставили условие ее уборки вместе с растаявшим снегом в течение двух-трех часов после обработки проезжей части. При интенсивных или длительных снегопадах технологический цикл от посыпки до подметания не должен превышать шести часов. А если снег валит постоянно, то таких циклов в сутки будет не менее трех.

Как сообщили в городском комитете дорожного хозяйства, этими правилами дорожники руководствуются и сегодня. Соль разрешено использовать только для посыпки проезжей части, фрикционные смеси - на самых опасных участках: спусках и подъемах, мостах, эстакадах и т. д. Применять техническую соль и жидкий хлористый кальций в чистом виде на тротуарах, остановках, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах в Челябинске категорически запрещено.

С 13 ноября 2024 года подрядчики использовали для обработки улиц областного центра 9,6 тысячи тонн ПГМ. Необходимый объем для содержания дорог и тротуаров запасен на весь зимний сезон.

Между тем

Как выяснилось, обработка трасс солью может обернуться другим "сюрпризом" - неожиданной встречей с дикими животными. 24 января минэкологии Челябинской области предупредило автомобилистов: на въезде в Нязепетровск лоси вышли прямо на дорогу. По мнению специалистов, привлекла их именно соль, которая после обработки проезжей части разлетается и на обочины и становится лакомой приманкой. Риск ДТП в темное время суток возрастает в разы.