Суд признал незаконной компенсацию расходов концессионеру из местного бюджета

Суды трех инстанций поддержали решение свердловских антимонопольщиков, которые установили, что администрация и Дума Полевского незаконно выделили субсидию концессионеру - Полевской коммунальной компании. По мнению УФАС, за возмещением расходов инвестору фактически скрывался муниципальный контракт, заключенный без торгов.
Заключив концессионное соглашение, инвестор должен модернизировать инфраструктуру на собственные или заемные средства, возмещая затем расходы за счет платежей потребителей.
Заключив концессионное соглашение, инвестор должен модернизировать инфраструктуру на собственные или заемные средства, возмещая затем расходы за счет платежей потребителей. / Татьяна Андреева/РГ

Заявления в надзорный орган написали местные активисты Венер Бикбулатов и Вадим Вагапов, именно они первыми усомнились в обоснованности выделения субсидии. Комиссия УФАС России по Свердловской области установила, что еще в 2015 году между главой Полевского и компанией были заключены концессионные соглашения по объектам тепло-, водоснабжения и водоотведения, расположенным в северной части города и селах Мраморском, Курганово и Косой Брод. Инвестор обязался за свой счет обслуживать инфраструктуру, модернизировать, проводить текущие ремонты и поставлять ресурсы потребителям.

В марте 2022 года уже новый мэр направил в Счетную палату проект решения Думы - на экспертизу. В документе предлагалось уменьшить финансирование по статье бюджета "Ремонт инженерной инфраструктуры" на 102,2 миллиона рублей, при этом увеличить на такую же сумму ассигнования по другой, разбив по годам: 20,4 миллиона - в 2022-м, по 40,8 миллиона - в 2023-м и 2024-м. Цель перераспределения средств - компенсировать концессионеру расходы на модернизацию морально и физически устаревшего теплосетевого оборудования. Финансовые контролеры предупредили о риске нарушения бюджетного законодательства, тем не менее большинство депутатов проголосовало за. В июле администрация Полевского заключила с компанией соглашение о возмещении затрат.

- Поскольку обязанность замены оборудования на улице Коммунистической на новое, более эффективное не была возложена на концессионера изначально, делать это должен был собственник имущества, то есть городской округ. Закупки для государственных и муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством о контрактной системе. Безальтернативное выделение субсидии коммерческой компании противоречит Бюджетному кодексу РФ и устраняет конкуренцию на товарном рынке, - поясняют в пресс-службе УФАС.

У местных чиновников своя точка зрения: предметом муниципального контракта являются работы либо услуги, выполненные непосредственно подрядчиком, а концессионного договора - возмещение затрат. Антимонопольщики считают это подменой понятий, ведь ни в постановлении главы города, ни в тексте самого соглашения не указано, какие расходы принимает на себя концедент, сколько он платит концессионеру, условия и сроки предоставления субсидий.

В Полевском концессионер фактически выступил лишь посредником при определении реального исполнителя контракта

С решением УФАС от 27 декабря 2023 года, которым устанавливался факт нарушения антимонопольного законодательства, ни предприниматели, ни сотрудники администрации не согласились и отравились оспаривать его в областной арбитраж. Потерпев там неудачу, подали жалобу в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, но и он отказал в удовлетворении требований. В итоге к декабрю 2024 года стороны дошли до кассационной инстанции - Арбитражного суда Уральского округа.

Инвестор настаивал, что законов не нарушал, ведь город выделил ему субсидию в 2022 году, уже после того как работы на сетях были выполнены. Нужно было успеть сделать все до начала отопительного сезона. Являясь единой теплоснабжающей организацией в Полевском, компания провела свой конкурс, чтобы выбрать подрядчика по 223-ФЗ, и заключила с ним договор строительного подряда. Это ООО, собственно, и занималось обновлением инфраструктуры.

Принципиальный спор возник вокруг вопроса, может ли концедент, если решил взять какую-то часть расходов на себя, прописать эту плату в допсоглашении, когда договор концессии уже реализуется. Антимонопольщики настаивали: условие о предоставлении субсидии должно быть предусмотрено самим соглашением о муниципально-частном партнерстве. Если оно не фигурировало в конкурсной документации и не являлось критерием выбора инвестора, добавление его постфактум противоречит законодательству. Более того, существует письмо министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области от 28 июля 2023 года, в котором разъясняется: плата концедента в таких соглашениях вообще не предусмотрена, модернизация сетей должна проводиться за счет бизнеса.

Интересно, что Дума Полевского, прежде чем утвердить корректировку бюджета, консультировалась по этому вопросу с ФАС, однако полученный из ведомства ответ в итоге проигнорировала. Что ж, пришлось дождаться, когда суды подтвердят: муниципальные чиновники и депутаты нарушили закон, выдав субсидию концессионеру, который фактически выступил лишь посредником при определении реального исполнителя контракта.

Какие санкции ждут участников антиконкурентного сговора? Как рассказали "РГ" в УФАС, глава города Полевского привлечен к административной ответственности, компания же заплатит оборотный штраф.