Как скажется повышение утильсбора в Беларуси на доступность автомобилей в России

В Беларуси решили приравнять утилизационный сбор на автомобили к российскому. Соответствующий закон уже принят и вступит в силу 10 февраля. Как это отразится на российском рынке авто?
Алексей Белкин/NEWS.ru/ТАСС

Как считает большинство экспертов - практически никак. Повышение этих ставок сказывается на параллельном импорте. То есть, ввозе иномарок, которые официально в стране не продаются, через другие страны. Но Беларусь - не основная страна, через которую поставляется такой импорт. Кроме того, его уровень довольно сильно просел. Пользуются им только очень богатые люди, поскольку, таким образом поставленные машины, дорожают в разы.

Тут необходимо небольшое отступление. Не надо путать параллельный импорт с серым. По серому завозятся авто через частных лиц, с различными ухищрениями, позволяющими снизить стоимость таможенных платежей в соседних государствах. В итоге, покупатели таких машин могут столкнуться с необходимостью большой доплаты в России. Но это отдельная история.

Итак, вернемся к тому, что утильсбор в Беларуси приравнен к российскому. Но, несмотря на то, что Беларусь - Союзное государство, - на российском утильсборе это никак не сказывается. Как пояснили в пресс-службе Федеральной таможенной службы, при ввозе транспортного средства в Россию, утилизационный сбор уплачивается вне зависимости от факта уплаты его или аналогичного ему сбора в государстве - члене Евразийского экономического союза.

То есть, грубо говоря, в Беларусь ввезли иномарку, заплатили за нее утильсбор, потом российский гражданин приобрел эту машину и ввез ее в Россию. Он также должен будет оплатить утильсбор, но уже в российский бюджет. Если он ввез эту машину в личных нуждах - не так уж и дорого ему это обойдется: 3400 рублей для нового авто и 5200 - для подержанного. А если автомобиль ввезли для перепродажи, то придется оплатить такую же ставку. Таким образом, эти машины вырастут в цене очень значительно. Впрочем, как уже говорилось, белорусский рынок - не основной для поставок в Россию по параллельному импорту.

По мнению автоэксперта Олега Мосеева, Беларусь у нас является только четвертой страной, через которую в Россию попадают автомобили по параллельному импорту. На первом месте находится сама РФ, куда напрямую из Китая привозят машины. На втором месте Узбекистан, Казахстан - на третьем. "Возможно, что какие-то определенные фирмы везут машины через Беларусь, но это не значит, что весь рынок так работает. Поэтому для меня это очень странное заявление, что параллельный импорт упадет из-за новых правил", - сказал эксперт.

Как считает директор департамента новых автомобилей компании "Рольф" Николай Иванов, изменение тарификации утильсбора в Беларуси не скажется на цене у дилеров в России, так как вышло новое постановление в РБ и на новые автомобили, которые растаможиваются у юридических лиц, будет новый коммерческий утиль. В РБ коммерческий утиль приравняли к РФ. Что касается физических лиц, то никаких изменений не будет.

По мнению представителя Expocar Александра Ковалева, такое решение не сильно поменяет что-то на рынке России, сократит выбор автомобилей или еще что-нибудь, ведь завязанные на параллельном импорте ребята уже давно научились завозить машины на номинальных либо конечных собственников, частных лиц. И это основной объем поставок автомобилей. Коммерческий утиль не так уж много кто и платит.

"Повышение ставок утильсбора в Беларуси затрагивает сегмент автобусов и грузовой техники, поэтому оно повлияет на ввоз именно этих категорий транспортных средств, - отмечает Николай Баскаков, директор направления "Авилон Премиум" АГ "Авилон". - При этом текущее повышение утильсбора не касается сегмента легкового транспорта. Через Беларусь осуществляется ввоз автомобилей по программе параллельного импорта. Это связано с тем, что таможенные ставки в Беларуси более выгодны по сравнению с российскими. По этой причине легковые автомобили ввозились, ввозятся и будут продолжать массово ввозиться в ближайшем будущем".

А в пресс-службе ГК "АвтоСпецЦентр" говорят, что в 2024 году из Беларуси в Россию поставлялось 14% новых автомобилей, ввозимых по каналам параллельного импорта. После повышения размера утилизационного сбора объемы поставок авто в РФ сократятся на 2-5%.

В общем, единого мнения на то, как отреагирует рынок на такое повышение сбора в соседнем государстве, нет ни у кого.