Страховщиков обяжут выплачивать ущерб, если виновник аварии был без страховки: как это будет работать

Но обо всем подробнее. Согласно закону об ОСАГО компенсация автовладельцу производится, если виновник происшествия был застрахован. Недаром, ОСАГО - это обязательное страхование гражданской ответственности, а не транспортного средства. В случае причинения ущерба здоровью или жизни, выплаты производятся из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков. В этот фонд отчисляется 3% от стоимости страховки. Но некоторые граждане, а также неграждане у нас не страхуются. По скромным подсчетам количество таких незастрахованных на наших дорогах составляет около 10%. То есть, примерно, от 2 до 4 млн. автовладельцев. И кто будет платить за ущерб, который причинили именно такие собственники машин? Правильно. Все законопослушные водители.
При аварии с такой машиной невозможно оформить происшествие по Европротоколу. Надо вызывать ГИБДД, потом предъявлять претензии виновнику, судится с ним, если он еще в России. Все это долго, нудно и противно. Но ущерб кто-то компенсировать должен? Тем более, что иностранные граждане, которые, например, водят такси, имеют привычку уезжать на родину после происшествия на дороге. И попробуй потом найти их. Вот и решили депутаты переложить это дело на страховщиков. Раз оплатил обязательную страховку, получи выплату, а дальше взысканием с виновника займутся страховщики. У них для этого целый штат юристов работает.
"Сегодня массовая проблема - управление транспортными средствами водителями, не имеющими полиса ОСАГО, - говорит один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. - И законопослушный водитель, оформивший полис и признанный потерпевшим в ДТП с водителем без полиса, рискует просто не получить полноценную компенсацию. В рамках гражданско-правовых отношений в судебном порядке процесс может длиться годами. То есть это потеря времени, денег и нервов. Поэтому предлагается - если у водителя есть полис ОСАГО и он признан потерпевшим в ДТП, то его страховая компания возмещает ущерб, а затем уже в порядке регресса взыскивает эти средства с виновника. У страховщиков есть штат сотрудников, есть большой опыт работы. Кроме того, издержки по дополнительной работе юристов будут также взысканы с виновника ДТП. Таким образом, мы сможем в том числе способствовать тому, чтобы водителей без полиса ОСАГО было за рулем как можно меньше - это должно стать невыгодно".
Однако страховщики и Минфин имеют на тот счет свое видение. "По нашей оценке, доля автовладельцев в России, не застраховавших свою ответственность по ОСАГО, составляет 10%, - сообщают в РСА. - Распространение механизма осуществления компенсационных выплат на вред, причиненный имуществу потерпевшего незастрахованным автовладельцем, может снизить мотивацию владельцев транспортных средств к заключению договоров ОСАГО. И доля автовладельцев, не застраховавших свою ответственность, вырастет. Данные обстоятельства могут привести к увеличению количества транспортных средств, используемых без договора ОСАГО, что увеличит количество компенсационных выплат".
Центробанк и Минфин с этим согласен.
"Компенсационные выплаты за причинение вреда жизни и здоровью людей по вине водителя, не имеющего полиса ОСАГО, сейчас повышают стоимость страховки для всех автовладельцев, продолжает он. Это объясняется тем, что такие выплаты начисляются пострадавшим из компенсационного фонда, куда все страховщики делают взносы. Следовательно, чем выше такие взносы, тем дороже при прочих равных становится ОСАГО для добросовестных автовладельцев", - объясняет представитель ЦБ.
По мнению ЦБ, расширение оснований для компенсации, если она будет не только выплачиваться по жизни и здоровью, но и покрывать ущерб имуществу потерпевших, приведет к существенному росту расходов всех страхователей на покупку полисов ОСАГО. Добросовестные автовладельцы фактически будут оплачивать риски тех, кто игнорирует требования закона и не оформляет ОСАГО на свой автомобиль, объясняет представитель регулятора.