Критическое мышление, гаджеты вместо книг и эмоциональный интеллект. Каким видит студента будущего ИИ

Нейросеть DeepSeek описала образ студента будущего
Студент будущего - какой он? Ученые часто пытаются составить портрет человека будущего. Лет 20 назад одни футурологи и археологи предрекали: человек будущего будет высоким, смуглым и почти беззубым, потому что еда современная ни в какое сравнение не идет с грубой едой древнего человека (к счастью). Другие прочили сутулость и плохое зрение. Частично - сбывается (к несчастью).
Будущие студенты научатся сочетать знания из разных областей науки, искусства и технологий.
Будущие студенты научатся сочетать знания из разных областей науки, искусства и технологий. / Александр Корольков / РГ

Но если попробовать отыскать в Сети портрет студента будущего, четкую картинку мы не получим. А без этой картинки вузам сложно планировать содержание учебных программ - ведь они должны, как говорят сегодня, "зайти" молодежи, увлечь, заинтересовать. Проблема оказалась настолько насущной, что эксперты даже собраются на конференции - обсуждать образ и облик.

А может, попробуем помучить искусственный интеллект? Ведь говорим все же о будущем, а оно уже невозможно без технологий.

Навыки студента будущего: критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, работа в команде и управление проектами

Отправляю запрос одной известной нейросети, которая генерирует картинки: "Нарисуй студента университета в будущем". Пара секунд, и передо мной... обычный молодой человек в очках и пиджаке, на плече рюкзак, стоит себе на фоне заполненной людьми аудитории. Секунду, а где хотя бы VR-очки или, например, смартфон в руке?

Ладно, попробуем по-другому: "Студент вуза через 10 лет". Результат тот же, разве что вместо юноши - девушка. Другие варианты запросов не выдали ожидаемого: молодого человека, с ног до головы укомплектованного высокотехнологичными девайсами, и в интерьере в стиле хай-тек.

А вот что думает о студенте будущего стремительно набирающий популярность DeepSeek - чат-бот на основе искусственного интеллекта, созданный айтишниками из Китая.

  • Студенты будут использовать легкие и компактные гаджеты, такие как умные очки или контактные линзы с дополненной реальностью (AR), которые позволят им видеть лекции, заметки и задания в реальном времени.
  • Одежда может быть оснащена датчиками для отслеживания здоровья, активности и даже уровня концентрации во время занятий.
  • Минимум физических учебников. Вместо тяжелых книг студенты будут использовать планшеты, электронные книги или голографические проекции.
  • Студенты будут свободно владеть цифровыми технологиями, включая искусственный интеллект, виртуальную и дополненную реальности, блокчейн и другие инновации.
  • Они смогут использовать эти технологии для обучения, исследований и решения сложных задач.
  • Благодаря адаптивным образовательным платформам и ИИ студенты смогут получать персонализированные учебные программы, учитывающие их интересы, сильные стороны и темп обучения.
  • Обучение станет более гибким, с возможностью выбора форматов (онлайн, офлайн, гибридные).
  • Языковые барьеры будут преодолены с помощью технологий мгновенного перевода.
  • Будущие студенты будут сочетать знания из разных областей, таких как наука, искусство, технологии и гуманитарные дисциплины, чтобы решать сложные проблемы.
  • Навыки студента будущего: критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, работа в команде и управление проектами.
  • Студенты будут готовы к постоянному обучению и адаптации в быстро меняющемся мире.

Похоже, нейросети зачет по "студенту будущего" сдали на "отлично". Ясно, что через десяток лет молодые люди вряд ли будут чем-то отличаться от современных юношей и девушек. А вот подходы к образованию придется поменять - и студентам, и университетам.

Между тем

Ученые Российской академии образования провели масштабное исследование "Портрет студента - будущего педагога". Оказалось, что в числе основных ожиданий от учебы в вузе большинство студентов - почти 90 процентов - отметили качественную профессиональную подготовку. Более половины отмечают важность развития своих способностей, а около 46 процентов надеются за время учебы обрасти профессиональными связями и контактами. Каждый пятый студент, по данным опроса, уже имеет постоянную работу по будущей специальности, а каждый восьмой подрабатывает.