В региональном министерстве дорожного хозяйства и транспорта повышение стоимости проезда объяснили ростом цен на топливо, запчасти и техническое обслуживание подвижного состава.
Ярославцев, однако, больше задело не повышение цены, а именно невозможность расплатиться наличными. За помощью они обратились к уполномоченному по правам человека в Ярославской области Сергею Бабуркину. В первый же рабочий день 2025 года ему поступила жалоба от жительницы города.
"У меня нет машины и нет банковских карт, на транспорте езжу редко, и покупать проездной мне нет смысла. Я хочу покупать разовый билет на проезд по наличному расчету. На каком основании меня лишили этого конституционного права?" - написала женщина.
Сергей Бабуркин обратился в министерство дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области. В ведомстве ответили, что "безналичная форма расчетов платы за проезд является более быстрой и улучшает эффективность работы общественного транспорта. Позволяет водителям не отвлекаться от выполнения своих обязанностей, что повышает безопасность на дорогах". Такой ответ омбудсмена не удовлетворил.
"Лишение пассажиров возможности оплачивать проезд в общественном транспорте наличными деньгами, установленной законом в качестве одного из обязательных вариантов, существенным образом затрагивает права пассажиров, которые пользуются этим способом оплаты. В данном случае нарушаются статья 75 Конституции России, статьи 140 и 426 Гражданского кодекса России, статья 30 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и статья 16.1 Закона "О защите прав потребителей", - считает Сергей Бабуркин.
Внимание на ситуацию обратил и депутат ярославского муниципалитета Анатолий Каширин. По его мнению, есть много граждан, вообще не имеющих карт, - в частности это пенсионеры, на почте получающие пенсию наличными. Транспортных карт, как правило, не имеют и пожилые жители из отдаленных сельских районов, которые изредка приезжают в областной центр. Депутат обратился к прокурору Ярославля Андрею Маркину.
"А ведь у этих людей периодически возникает необходимость пользования общественным транспортом. Получается, что решение вынуждает часть населения либо отказаться от пользования общественным транспортом, либо оформлять карты (банковские, транспортные и т. д.), чтобы иметь возможность оплачивать проезд", - написал Анатолий Каширин в своем обращении.
Анатолий Каширин попросил прокурора дать оценку законности решения о запрете расчета наличными средствами в общественном транспорте и при необходимости принять меры прокурорского реагирования.
В ответ на критику региональное министерство дорожного хозяйства и транспорта сообщило, что решение отказаться от оплаты наличными обусловлено растущим уровнем безналичных платежей.
- Безналичный расчет составляет порядка 95 процентов в Ярославской области - это более двух миллиардов рублей, я думаю, это достаточно большая сумма. А наличный расчет - всего 130 миллионов рублей, сумма небольшая, - пояснил исполняющий обязанности руководителя учреждения "Организатор перевозок Ярославской области" Андрей Майоров.
С другой стороны, 130 миллионов рублей при цене поездки в 38 рублей - это почти 3,5 миллиона поездок. То есть в среднем более девяти тысяч раз каждый день кто-то использовал оплату наличными. Всем тем, кто платил налом, чиновники предлагают использовать специальные транспортные "Якарты". Сейчас в Ярославле их можно приобрести в 32 точках: на авто- и железнодорожных вокзалах, в универсальных кассах.
Региональный минтранс заявил, что собирается увеличить число мест продажи "Якарт". Возможно, они будут продаваться в торговых павильонах, расположенных на остановках.
Многие ярославцы считают инициативу властей недоработанной и предлагают, как ее можно усовершенствовать. Ситуация, когда в общественном транспорте нельзя заплатить наличными, касается не только местных жителей, по той или иной причине не имеющих карт, но и туристов.
Сейчас в Ярославле для проезда в автобусе или троллейбусе нужно купить за 90 рублей "Якарту". Чтобы иметь возможность проехать, ее нужно пополнить, внеся денег на необходимое количество поездок. То есть для условного туриста одна поездка в ярославском транспорте может обойтись в 128 рублей.
Ярославцы предлагают исправить это с помощью продажи одноразовых билетов, усовершенствования "Якарты" или возможности сдать ее обратно.
"Мне кажется, нужно выпустить одноразовые электронные билеты, возможно, зачислять на транспортную карту ее стоимость при покупке. В Москве есть еще одноразовые билеты в автоматах", - предлагает один из горожан.
"Стоило бы ко многим более мелким остановкам добавить автоматические терминалы, как это сделали в Москве для "троек", - считает еще один житель Ярославля.
Уполномоченный по правам человека Сергей Бабуркин направил министру дорожного хозяйства и транспорта области Роману Душко рекомендации относительно принятия необходимых мер по восстановлению нарушенных прав граждан. Омбудсмен предложил устранить нарушения законодательства и предоставить пассажирам в Ярославле право выбора и возможность оплачивать проезд наличными.
Несмотря на негативный информационный фон, возвращать оплату наличными в транспорте ярославские чиновники не планируют.
"Проезд в общественном транспорте Ярославля осуществляется по безналичному расчету. Если вы хотите расплатиться наличными, вы можете приобрести и пополнить "Якарту" в кассах автовокзала и универсальных кассах", - сообщили корреспонденту "РГ" в региональном министерстве дорожного хозяйства и транспорта.
Андрей Майоров, и. о. руководителя учреждения "Организатор перевозок Ярославской области":
- Самая главная причина - безопасность пассажиров. Плата по наличному расчету через водителей создавала много неудобств. Мы пользуемся опытом наших коллег из Москвы, Санкт-Петербурга. Безналичная оплата более быстрая, не задерживает рейсы, не задерживает транспортное средство, водитель может двигаться дальше по расписанию.