"В России разработки автономного транспорта начали развиваться в 2010-2011 годах. Уже к 2035 году более четверти автомобилей на российских дорогах будут беспилотными, а к 2042 году более 80% всего автопарка будет управляться без водителя", - говорится в исследовании.
Эксперты "Яков и Партнеры" оценили позитивный эффект для экономики России при переходе на беспилотные автомобили в 4,6 трлн рублей ежегодно, отметив при этом, что такие результаты возможны только при условии продуманного правового регулирования в отрасли, стимулирования частных инвестиций в технологии автономного транспорта и создании умной инфраструктуры, на которую потребуется порядка 1,5 трлн рублей до 2035 года.
Согласно исследованию, сначала беспилотные технологии внедрят в предсказуемых и изолированных средах, таких как склады и логистические центры, затем в магистральной логистике и только после этого - в городской логистике и массовом автотранспорте. Эксперты уверены, когда беспилотники заместят четверть традиционного автопарка в России, уровень аварийности заметно снизится. По их данным, внедрение автономного транспорта поможет предотвратить тысячи аварий, спасти жизни и сэкономить стране 635 млрд рублей ежегодно.
"Ежегодные экономические потери от времени, проведенного в пробках, составляют от 1 до 2,5 трлн рублей в зависимости от плотности дорожного трафика. Потенциальное высвобождение времени, которое россияне проводят за рулем, эквивалентно увеличению трудоспособного населения на 3,4%, или 2,8 млн человек", - говорится в исследовании.
Сокращение операционных затрат грузоперевозчиков эксперты оценили в 30-40%, это, по их мнению, обеспечит логистической отрасли дополнительный экономический эффект в 2,1 трлн рублей в год и стабилизирует рынок труда. Замещение четверти действующего парка автономными грузовыми машинами позволило бы закрыть все имеющиеся сейчас вакансии водителей-дальнобойщиков.
Руководитель лаборатории "Искусственный интеллект для автономных систем" Центра ИИ Сколтеха Александр Меньщиков назвал прогноз "Якова и Партнеров" по доле беспилотных автомобилей излишне оптимистичным.
"Если брать аналогичные международные исследования, например, McKinsey (2023 г.) и MIT (2024 г.), то по их оценкам даже в развитых странах доля автономного транспорта в это время не превысит 50%. В России переход может быть еще медленнее из-за климатических условий, нехватки адаптированной инфраструктуры и законодательных барьеров. Например, в условиях снежных дорог и слабой разметки работа LiDAR и камер, которые обеспечивают навигацию беспилотников, существенно ухудшается. Кроме того, даже в крупных городах пока нет массового внедрения умной транспортной инфраструктуры, которая необходима для безопасной работы автономных автомобилей", - отметил он.
Если сравнивать с другими странами, то даже в Китае, где активно тестируются автономные такси Baidu Apollo и Pony.ai в более чем 10 городах, масштабное внедрение технологии идет медленно из-за высокой стоимости развития инфраструктуры. В Европе автономный транспорт вводится осторожно: законодательные изменения допускают работу беспилотных грузовиков только на определенных маршрутах. В России подобные ограничения и высокая стоимость адаптации дорог также будут сдерживающими факторами, считает Меньщиков.
"Экономические эффекты, заявленные в исследовании, в целом логичны, но тоже выглядят завышенными. В частности, потенциал снижения издержек на грузоперевозки на 2,1 трлн рублей в год соответствует мировым прогнозам, но его достижение возможно не раньше 2040-х годов, когда технологии станут дешевле. Согласно данным BCG и McKinsey, переход на автономные грузовики в США позволяет снизить транспортные издержки на 30-40%, но даже там процесс идет медленно, несмотря на развитую инфраструктуру", - рассказал эксперт.
Он считает, что сроки, указанные в исследовании, скорее отражают желаемую траекторию развития, чем реальный темп внедрения технологий. "На мой взгляд, реалистичный сценарий - это 30-50% беспилотных автомобилей к 2045 году, если государственная поддержка, инвестиции и развитие технологий будут идти по оптимистичной траектории. При этом стоит учитывать, что даже в развитых странах переход может занять на 10-15 лет больше, чем прогнозируется сейчас", - заявил Меньщиков.
Он также подчеркнул, что не все отрасли откажутся от водителей. Эвакуационные службы, спецтехника и частный автотранспорт по-прежнему будут управляться человеком, поскольку в этих сферах требуется высокая степень гибкости и принятия решений в нестандартных ситуациях.