Еще не поумнел

Секторам ЖКХ и недвижимости не хватает нового ПО
На фоне больших задач по цифровизации всех отраслей российской экономики, закрепленных в новых нацпроектах, технологическая трансформация управления ЖКХ в целом и отдельными объектами недвижимости в частности более чем актуальна. О внедрении цифровых решений, оптимизирующих и облегчающих работу отрасли, говорят уже как минимум несколько лет, но, увы, воз и ныне там.
iStock

Да, появляются отдельные разработки, решающие ту или иную задачу: централизованная передача показаний приборов учета ресурсов и отправление их на пульт управляющей компании, системы допуска на территорию СКУД, системы распознавания через цифровые метки, отпечатки пальцев, лица или по сканированию автомобильных номеров на парковках. Есть и инструменты коммуникаций и отработки заявок жителей, которыми пользуются некоторые УК. И это отлично. Но хотелось бы подойти к решению многочисленных задач и автоматизации процессов не точечно, а комплексно.

Недавно один из девелоперов проводил экскурсию на свой объект коммерческой недвижимости, рассказывая о внедренной системе умного управления зданием. На меня произвел впечатление инструмент оповещения о возникновении аварий в системе водоснабжения. Здорово, когда диспетчер сразу узнает о таких ситуациях. Но ведь было бы гораздо лучше, чтобы создавались и внедрялись цифровые и автоматизированные инструменты профилактики аварий, а не их "лечения".

Например, самая распространенная авария на сетях - протечка. Уровень развития ИИ уже позволяет по определенным критериям проводить раннюю диагностику и таким образом предотвращать наступление аварийной ситуации в трубах сетей водоснабжения и канализации.

При этом зарубежный опыт пошел еще дальше. В некоторых странах уже запускают в систему водоснабжения микророботов для мониторинга состояния труб. У нас таких инструментов пока нет, а закупки их за рубежом противоречат целям достижения технологического суверенитета.

Я часто посещаю различные объекты ЖКХ, общаюсь с девелоперами, представителями управляющих организаций, компаний, разрабатывающих технологии для недвижимости. Вывод, который напрашивается: первое, что нужно сделать, - устранить информационную пропасть между теми, кто занимается разработкой, и теми, кто хотел бы эти инструменты у себя внедрять. Мы - практики, работаем на земле, а потому нам не интересны эксперименты, нам интересны работающие технологии широкого применения. Но пока в таких странах, как, например, Китай, успешно внедряются и уже работают целые системы умных городов, мы до сих пор не можем осилить хотя бы комплексные решения для умных зданий.

Тем временем множество девелоперов тратят огромные ресурсы, чтобы изобрести велосипед. Они самостоятельно формируют ИТ-команды разработки карманных инструментов, адаптированных конкретно под внутренние задачи и объекты. Понятно, что массового применения у них быть не может. А рынку нужны "коробочные" решения с потенциалом для расширения их функций, понятной техподдержкой и обслуживанием, и это точно не задача девелопера. Более того, у отрасли ЖКХ и у девелоперов две разнонаправленные цели. Девелопер делает какую-то техническую разработку, чтобы позиционировать ее как уникальную особенность своего проекта. Следовательно, даже если застройщику удается создать удачный инструмент, он не будет заинтересован в его продаже другим участникам рынка.

Первое, что необходимо, - сформировать запрос на разработки, которые были бы применимы на уровне отрасли и работали на повышение ее эффективности. Потом нужно понять, кто займет место ушедших с рынка иностранных производителей программных инструментов по управлению современными зданиями. Очевидно, это будет кто-то из ИТ-гигантов, но в публичном поле они пока почти не говорят об этом.

Чтобы консолидировать усилия в поиске решений, представители отрасли эксплуатации и сервисного обслуживания зданий стараются объединяться - для обмена информацией, идеями, формирования законодательных инициатив.

Новые цифровые инструменты для управления ЖКУ и недвижимостью часто создаются девелоперами под собственные нужды и не выходят на рынок

Так, например, была создана рабочая группа в комитете ТПП по предпринимательству в ЖКХ. Это лишь первый шаг, и я искренне надеюсь, что такое объединение поможет заполнить информационный вакуум, разработать дорожную карту и добиться того, чтобы запросы отрасли были услышаны.

Использование в эксплуатации и сервисном управлении недвижимостью современных технологий, в том числе с ИИ, - это не просто дань моде, это реальная оптимизация и повышение экономической эффективности управления огромным и невероятно сложным хозяйством под названием ЖКХ.

С точки зрения экономической эффективности необходимо начать с создания энергоэффективных сетей на уровне городов. Преобразование любого вида энергии в тепловую - это самая дорогостоящая технология, а основные потери происходят именно в сетях. На уровне общегородских сетей можно было бы начать с использования эффективных материалов при их строительстве.

На уровне снабжения конкретных зданий энергосбережению поможет установка различных датчиков, фиксирующих расход энергии. Вы можете удивиться, но материалы и даже цвет обычных радиаторов отопления имеют значение при энергосбережении: белые радиаторы более энергозатратны, чем темные. И мы ведь даже не говорим сейчас о сфере высоких технологий - начать можно "с базы".

Если заняться этим как комплексным проектом в масштабе городского жилищно-коммунального хозяйства, а не отдельных коммерческих объектов, со временем возврат от таких инвестиций будет многократно превосходить затраты.

Разницу почувствуют и пользователи - если в коммерческих зданиях этим может озаботиться девелопер или УК, то в муниципальных зданиях, где о таких технологиях пока могут только мечтать, за счет технологической модернизации городских сетей заметно снизится плата за коммунальные услуги.

Естественным образом это значительно сократит государственные расходы на их обслуживание и позволит экономить на ремонте инфраструктуры. А внедрение новых цифровых инструментов поможет реагировать на потенциальные аварии заранее и меньше заниматься ликвидацией их последствий.

Хочу обратить внимание еще на один нюанс. Сейчас средний возраст специалистов инженерных специальностей в ЖКХ превышает 45 лет, и проблема в том, что даже при всем желании им просто некому передавать свой профессиональный опыт. В отрасль попросту не идет молодежь, в том числе и потому, что считает ее "отсталой", нетехнологичной и от этого бесперспективной.

Остается лишь надеяться, что подвижки в этом направлении появятся и технологическое развитие отрасли будет происходить наряду с активной цифровизацией всех остальных сфер нашей экономики. Особенно в условиях, когда государство выделяет на эти и смежные цели колоссальные средства.

Но пока мы видим только, что отдельные решения создаются крупными строительными компаниями под собственные нужды. Альтернативных и комплексных программных продуктов для бизнеса на рынке практически нет. Зато есть проблемы, от решения которых зависит будущее секторов ЖКХ и коммерческой недвижимости: либо они перейдут в новую цифровую эпоху, либо еще надолго застрянут в прошлом веке.

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Александр Фейст