К 2030 году интенсивность авиасообщения в нашей стране должна вырасти в полтора раза по сравнению с 2023 годом, такую задачу поставил президент России. Реконструкция воздушных гаваней - важная составляющая в решении данной задачи.
"За счет модернизации аэропортов и развития маршрутной сети укрепляется прямое авиасообщение. Доля авиарейсов, которые соединяют города, минуя Москву, уже превышает 50 процентов. Есть над чем работать, но все-таки прогресс заметен. Это значит, что перелеты внутри России становятся более удобными, быстрыми", - отметил Владимир Путин, выступая на заседании Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
В такой большой стране, как Россия, авиасообщение, несомненно, играет значимую роль. Для пассажиров реализация программы реконструкции аэропортов - это возможность быстро и комфортно добраться воздушным транспортом практически до любого крупного населенного пункта в стране. А для экономики - это стимулирование авиационной подвижности и экономической активности", сказал "РГ" исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
"Там, где перевозки востребованы, инфраструктура должна соответствовать нагрузке, которая на нее ляжет. Приведу пример - в каком-то регионе, где развивается туристический кластер, строятся новые курорты, есть аэропорт с короткой взлетно-посадочной полосой и старым тесным терминалом. Пропускная способность этого аэропорта низкая, в итоге он тормозит развитие всего кластера. Вывод - надо построить такие объекты, которые обеспечат потребности растущего туристического потока на перспективу", - пояснил эксперт.
В конце прошлого года в России после реконструкции были открыты современные аэровокзальные комплексы сразу в трех аэропортах - Ставрополя, Магадана и Чебоксар. Во всех из них увеличилась площадь пассажирских терминалов и, соответственно, их пропускная способность. Изменились внешний вид и внутренняя начинка аэровокзалов.
"В конце концов мы начали уходить от типовых строений. В советские времена все аэровокзалы были одинаковые - или коробки, или здания со шпилем. А теперь каждое имеет свой индивидуальный вид", - отметил в разговоре с "РГ" генеральный директор ассоциации "Аэропорт" ГА Виктор Горбачев.
"Современные аэропорты строятся вокруг багажной системы, которая радикально сокращает трудоемкость обслуживания рейсов, - добавил Олег Пантелеев. - Ранее в региональных аэропортах обработка багажа была гораздо менее технологичной. Также сейчас используются современные инженерные системы, в итоге затраты на отопление, освещение, кондиционирование и прочее резко сокращаются, но при этом пребывание в терминалах становится более комфортным".
В этом году планируется завершить реконструкцию еще нескольких аэропортов: в Минеральных Водах, Благовещенске, Мирном, Петропавловске-Камчатском.
Дальнейшая работа по обновлению воздушных гаваней будет идти в рамках нового нацпроекта "Эффективная транспортная система", который стартует в этом году. Одно из наиболее важных направлений - Дальний Восток, в нацпроект включено сразу 29 аэропортов из этого региона. Это понятно, ведь президентом России поставлена задача к 2030 году увеличить пассажиропоток на внутренних авиарейсах на Дальнем Востоке до четырех миллионов человек в год.
Между тем в списке объектов реконструкции лидируют аэропорты федерального значения, региональных - всего 28, посетовал Виктор Горбачев. "А ведь у нас в регионах более 100 аэропортов, считаю, что нужно обращать больше внимания на них. У нас половина аэропортов местных воздушных линий имеет грунтовые аэродромы, и как только начинается распутица, взлетно-посадочную полосу размывает и она становится практически не пригодной для полетов. Поэтому их нужно реконструировать, делать полосы с искусственным покрытием", - подчеркнул эксперт.
В ходе обновления аэропортов активно применяются передовые технологии. Причем это происходит еще на стадии проектирования, когда создаются "цифровые двойники" будущего аэродрома или терминала. Конечно же, воздушные гавани оснащаются современным оборудованием с использованием новых технологий, вплоть до искусственного интеллекта. "Он применяется, например, в системах обнаружения запрещенных к провозу вещей при проверке багажа. При большом объеме пассажиров - 10-15 миллионов в год - каждый чемодан не откроешь. Поэтому есть системы ускоренной проверки, которые моментально улавливают запрещенные вещи", - рассказал Виктор Горбачев.
Большинство новых технологий, по его словам, касается обслуживания пассажиров. К примеру, бронирование билетов и регистрация на рейс, которая доступна не только в аэропорту, но и онлайн.
Новые технологии позволяют также управлять ресурсами аэропортов, отметил Олег Пантелеев. "Они оценивают, исходя из расписания полетов, сколько нужно сотрудников, сколько тягачей, самоходных трапов, перронных автобусов, деайсеров и прочее. Эти ресурсы назначаются на каждый конкретный рейс так, чтобы обслужить его с минимальным количеством людей и техники, но при этом точно в срок", - пояснил эксперт.
По его словам, современные технологии используются даже для таких бытовых задач, как поиск потерянного багажа. ИТ-системы позволяют отследить путь каждого чемодана и понять, в какой точке он потерялся, где его разыскивать.
Аэродромное хозяйство тоже становится более технологичным. Причем обновление идет преимущественно за счет отечественной продукции. "Сегодня 10-15 российских компаний производят современную технику и оборудование для аэропортов. Это полностью вся линейка аэродромных машин", - рассказал Виктор Горбачев.
"Наша компания освоила серийное производство машин для скоростной обработки взлетно-посадочных полос и перронов жидким химреагентом, - привел пример руководитель направления аэродромной техники "Меркатор Холдинг" Владислав Тихончук. - Машины собираются полностью из российских компонентов, используется отечественное шасси, баки для жидкого химреагента тоже российского производства. Эта техника оснащена интеллектуальной системой управления оборудованием нашей разработки".
Некоторые региональные аэропорты в ходе реконструкции оснащаются телетрапами, которые дают возможность прямо из здания аэровокзала пройти в воздушное судно. Это повышает культуру обслуживания пассажиров - не нужно бежать в автобус, ехать, подниматься по трапу. Тем более когда идет дождь или снег.
"К сожалению, сегодня мы сами не производим телетрапы, хотя потребность в этом есть. Перед нашей промышленностью уже поставлена такая задача, посмотрим, что получится", - отметил Виктор Горбачев.
По его словам, импортозамещение оборудования для аэропортов уже активно идет. "Например, возникали трудности со светосигнальным оборудованием на аэродроме - оно было финского, немецкого, американского производства. Сейчас начали переходить на отечественное. Один из российских заводов стал выпускать системы управления светосигнальным оборудованием", - рассказал эксперт.
Уход с российского рынка зарубежных производителей, конечно, усложнил работу по модернизации аэропортов, но не остановил ее. В России есть различные собственные технологии для обеспечения работы аэропортов. Например, для аэронавигации сегодня устанавливается исключительно отечественное оборудование, рассказал "РГ" главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. "Возьмем также компьютерные технологии по обработке багажа. Жизнь заставила нас разрабатывать собственные системы, и они оказались лучше европейских. Конечно, санкции - это сложное испытание, но проблемы решаются. Сегодня нам доступны все необходимые технологии, чтобы обновить аэропортовое хозяйство. А то, что не производится у нас, можно купить в других странах, например в Китае. Это лишь вопрос денег и логистики", - считает эксперт.
В целом к 2025 году отечественные разработчики сумели создать опытные образцы, а где-то и наладить серийный выпуск многих видов и типов техники, отмечает Олег Пантелеев. Большой прогресс, по его словам, наблюдается и в разработке ИТ-платформ и прикладных продуктов. "Можно констатировать, что обеспечена устойчивость работы российских аэропортов в условиях, когда происходит переход от технических решений западных компаний к российским и другим аналогам. Полное импортозамещение едва ли целесообразно, но все критические технологии уже в этом десятилетии будут российскими", - уверен эксперт.
Конечно же, масштабная реконструкция воздушных гаваней по всей стране требует значительных средств. Предполагается использовать различные варианты финансирования. 250 миллиардов рублей в период до 2030 года будет выделено из федерального бюджета. Будет задействован механизм государственно-частного партнерства. К примеру, для реконструкции 28 аэродромов планируется использовать концессионные соглашения. Это позволит значительно снизить нагрузку на федеральный бюджет и привлечь более 100 миллиардов рублей внебюджетных средств.
Также в 2025 году должен заработать специальный фонд реконструкции аэродромной сети, с помощью которого планируется отремонтировать 56 аэропортов до 2030 года. Средства в этот фонд будут поступать за счет дополнительного сбора с авиапассажиров. По словам министра транспорта России Романа Старовойта, этот сбор составит 150 рублей с билета.
"Инфраструктура должна в большей степени содержаться за счет тех, кто ей пользуется, поэтому сбор с авиабилетов я поддерживаю. На все этих средств, конечно, не хватит, но это нормальный дополнительный источник финансирования, - отметил Федор Борисов. - Что касается привлечения внебюджетных средств за счет механизма концессии, это тоже правильно. Там, где есть возможность заинтересовать частника вложиться в инфраструктуру таким образом, это нужно делать. Такой механизм уже используется в Шереметьево, в Пулково, в Новом Уренгое. Понятно, что в малых аэропортах задействовать механизм концессии очень трудно, они убыточны. Для них нужно искать другие источники финансирования, в первую очередь государственные".
"Инфраструктурный сбор с авиапассажиров - это мировая практика, но обычно такой механизм используется для финансирования реконструкции не всех аэропортов, а отдельных, - отметил Виктор Горбачев. - Считаю, что собирать все деньги в одно место и распределять по многим воздушным гаваням - не лучший вариант. Можно делать это конкретно под каждый аэропорт".
В целом, по словам гендиректора ассоциации, отечественные воздушные гавани готовы и стремятся к инновациям. Для них это и облегчение работы, и решение вопроса нехватки персонала. "Нам необходимо использовать повсеместно информационные системы, искусственный интеллект. У нас есть много нового, передового, важно лишь, чтобы современные технологии внедрялись не только в центральных аэропортах, но и доходили до каждой глубинки", - подытожил эксперт.