Это важно не только для бизнеса - проложенные предприятиями ЛПК дороги служат не только для вывозки зеленых ресурсов, но имеют и социальное значение. "РГ" неоднократно рассказывала о том, как жители труднодоступных территорий Севера используют магистрали лесников для поездок в школы и больницы, приобретения лекарств и продуктов.
Одним словом, технологические дороги решают задачи, с которыми государство сегодня справляться не успевает. Потребность в дополнительных коммуникациях особенно остро ощущалась в минувшем году в Архангельской области, где обмелевшие во время засушливого лета реки перестали пропускать паромы и труднодоступная глубинка долгое время оставалась без связи с большой землей.
Отметим также, что летом лесные дороги нужны государству для доставки в объятую пламенем тайгу техники и пожарных. Требуются они и для отправки в лес специалистов, а также оборудования, необходимого для проведения учета зеленых ресурсов ухода за ними.
Обращения лесного бизнеса и депутатского корпуса СЗФО с предложением разрешить безвозмездную добычу песка и гравия направлены в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Отмечается также, что компании не замахиваются на землю, которая находится за границами их пользования. Лесопромышленники просят предоставить только песок и гравий, которые можно добывать в пределах арендованных земельных участков.
- Возможность безвозмездной добычи подобных ископаемых распространяется в случае использования их в личных, бытовых, технологических и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, - говорит глава комитета заксобрания Поморья по ЛПК, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии Александр Дятлов. - Но формулировка статьи 19 Закона "О недрах" не позволяет сделать однозначный вывод о том, относится ли к собственным нуждам лесозаготовителей использование ими песка и смесей для строительства лесных дорог.
Отсутствие четкого законодательного определения приводит к судебным спорам, а в итоге бизнесу отказывают. Подобные ситуации имели место в Республике Коми, где против использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд одной из компаний выступило министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики.
Точку в этом судебном поре поставил Верховный суд, посчитавший, что пользование недрами предполагает государственный контроль. "Законом установлен разрешительный порядок пользования недрами: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование участком", - говорится в постановлении ВС.
Суд также признал, что бизнес обязан заниматься восстановлением участков добычи и платить за их использование, напомнив про "условия рекультивации земель" и "условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами".
Бизнес парирует: от момента, когда арендатор принимает решение о необходимости получения лицензии и до начала фактической добычи песка и гравия проходит в среднем полтора года. Такой длинный срок связан с обязательными согласованиями документов, в том числе, на федеральном уровне. А также с изыскательскими работами, составлением документации, прохождениями массы экспертиз. Плюс к этому необходимо заключение договоров аренды на участки разработки полезных ископаемых, создание ПСД для освоения лесов: одним словом, ворох бумаг, куча времени и расходов, делающих строительство лесных дорог нерентабельным в принципе.
- Все построенные лесные дороги находятся на государственных землях. Лесозаготовители пользуются ими, в среднем, четыре года, а в дальнейшем инфраструктура остается в государственной собственности, - говорит предприниматель из Архангельской области Владимир Буторин. - Песок и песчано-гравийная смесь никуда не перевозятся, а остаются на тех же землях государственного лесфонда, поэтому говорить, что эти ископаемые служат нам для коммерческих целей - нельзя.
Эта проблема только на первый взгляд кажется узкой, а на самом деле касается всех - и предпринимателей, и жителей северных территорий. А в первую очередь казны регионов, где сфера ЛПК играет ведущую роль. Бизнес предупреждает: отсутствие свободного доступа к общераспространенным полезным ископаемым на арендуемых территориях может привести к серьезным проблемам, в том числе к остановке лесозаготовительных предприятий, далее - к остановке лесоперерабатывающих заводов России, а также банкротству и росту безработицы.
Депутаты и бизнес предлагают внести изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах": это позволит отнести производственные и технологические нужды предприятий, использующих гравий и песок для строительства и содержания лесных дорог, к их собственным нуждам - а значит, лицензии можно будет не оформлять. Правда, есть и альтернативный вариант: эксперты предлагают сегодня вместо лицензии ввести лимиты на добычу общераспространенных полезных ископаемых - это позволит государству контролировать компании ЛПК, не создавая дополнительных административных преград.
Пять тысяч километров: столько составляет ежегодный дефицит лесных дорог в России по данным Рослесинфорга. До 2030 года, как сообщает ведомство, потребность лесного комплекса в строительстве оценивается минимум в 2,1 тысячи километров автомобильных дорог постоянного действия и свыше 9,3 тысячи километров автомобильных дорог сезонного действия.