Бизнес просит песка: почему строить дороги в лесу стало невыгодно

Лесопромышленные компании СЗФО, работающие на территориях Архангельской, Вологодской областей, республики Карелии предложили разрешить бизнесу свободную добычу материалов для строительства лесных дорог. Речь идет об использовании для их прокладывания песчано-гравийных смесей: возможность брать песок и гравий рядом с дорогами значительно снижает материальные и временные затраты на строительство лесных магистралей.

Это важно не только для бизнеса - проложенные предприятиями ЛПК дороги служат не только для вывозки зеленых ресурсов, но имеют и социальное значение. "РГ" неоднократно рассказывала о том, как жители труднодоступных территорий Севера используют магистрали лесников для поездок в школы и больницы, приобретения лекарств и продуктов.

Одним словом, технологические дороги решают задачи, с которыми государство сегодня справляться не успевает. Потребность в дополнительных коммуникациях особенно остро ощущалась в минувшем году в Архангельской области, где обмелевшие во время засушливого лета реки перестали пропускать паромы и труднодоступная глубинка долгое время оставалась без связи с большой землей.

Отметим также, что летом лесные дороги нужны государству для доставки в объятую пламенем тайгу техники и пожарных. Требуются они и для отправки в лес специалистов, а также оборудования, необходимого для проведения учета зеленых ресурсов ухода за ними.

Обращения лесного бизнеса и депутатского корпуса СЗФО с предложением разрешить безвозмездную добычу песка и гравия направлены в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Отмечается также, что компании не замахиваются на землю, которая находится за границами их пользования. Лесопромышленники просят предоставить только песок и гравий, которые можно добывать в пределах арендованных земельных участков.

- Возможность безвозмездной добычи подобных ископаемых распространяется в случае использования их в личных, бытовых, технологических и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, - говорит глава комитета заксобрания Поморья по ЛПК, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии Александр Дятлов. - Но формулировка статьи 19 Закона "О недрах" не позволяет сделать однозначный вывод о том, относится ли к собственным нуждам лесозаготовителей использование ими песка и смесей для строительства лесных дорог.

Отсутствие четкого законодательного определения приводит к судебным спорам, а в итоге бизнесу отказывают. Подобные ситуации имели место в Республике Коми, где против использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд одной из компаний выступило министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики.

Точку в этом судебном поре поставил Верховный суд, посчитавший, что пользование недрами предполагает государственный контроль. "Законом установлен разрешительный порядок пользования недрами: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование участком", - говорится в постановлении ВС.

Суд также признал, что бизнес обязан заниматься восстановлением участков добычи и платить за их использование, напомнив про "условия рекультивации земель" и "условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами".

Бизнес парирует: от момента, когда арендатор принимает решение о необходимости получения лицензии и до начала фактической добычи песка и гравия проходит в среднем полтора года. Такой длинный срок связан с обязательными согласованиями документов, в том числе, на федеральном уровне. А также с изыскательскими работами, составлением документации, прохождениями массы экспертиз. Плюс к этому необходимо заключение договоров аренды на участки разработки полезных ископаемых, создание ПСД для освоения лесов: одним словом, ворох бумаг, куча времени и расходов, делающих строительство лесных дорог нерентабельным в принципе.

- Все построенные лесные дороги находятся на государственных землях. Лесозаготовители пользуются ими, в среднем, четыре года, а в дальнейшем инфраструктура остается в государственной собственности, - говорит предприниматель из Архангельской области Владимир Буторин. - Песок и песчано-гравийная смесь никуда не перевозятся, а остаются на тех же землях государственного лесфонда, поэтому говорить, что эти ископаемые служат нам для коммерческих целей - нельзя.

Эта проблема только на первый взгляд кажется узкой, а на самом деле касается всех - и предпринимателей, и жителей северных территорий. А в первую очередь казны регионов, где сфера ЛПК играет ведущую роль. Бизнес предупреждает: отсутствие свободного доступа к общераспространенным полезным ископаемым на арендуемых территориях может привести к серьезным проблемам, в том числе к остановке лесозаготовительных предприятий, далее - к остановке лесоперерабатывающих заводов России, а также банкротству и росту безработицы.

Депутаты и бизнес предлагают внести изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах": это позволит отнести производственные и технологические нужды предприятий, использующих гравий и песок для строительства и содержания лесных дорог, к их собственным нуждам - а значит, лицензии можно будет не оформлять. Правда, есть и альтернативный вариант: эксперты предлагают сегодня вместо лицензии ввести лимиты на добычу общераспространенных полезных ископаемых - это позволит государству контролировать компании ЛПК, не создавая дополнительных административных преград.

Цифра

Пять тысяч километров: столько составляет ежегодный дефицит лесных дорог в России по данным Рослесинфорга. До 2030 года, как сообщает ведомство, потребность лесного комплекса в строительстве оценивается минимум в 2,1 тысячи километров автомобильных дорог постоянного действия и свыше 9,3 тысячи километров автомобильных дорог сезонного действия.