Власти и бизнес намерены возродить в макрорегионе водные пути

Больше триллиона рублей готово выделить федеральное правительство на новый нацпроект "Эффективная транспортная система". Немаловажную роль в нем играет развитие речного судоходства. Готовы ли регионы СЗФО восстановить некогда заброшенные водные маршруты, что для этого нужно и какие проблемы пока остаются нерешенными, рассказали эксперты.

Деньги, по информации Министерства транспорта РФ, будут распределять постепенно до 2030 года. Как сообщил глава ведомства Роман Старовойт, в рамках нацпроекта хотят уделить особое внимание развитию Северного морского пути и возвращению на реки пассажирских и грузовых судов. Для этого власти уже зарезервировали на первую двухлетку нового нацпроекта (2025-2027 годы) около 60 миллиардов рублей. Всего "Эффективную транспортную систему" будут развивать по восьми направлениям.

Для чего все это нужно? Дело в том, что российский речной флот сильно изношен. По оценке аналитиков, в ближайшие пять лет в утиль спишут более 400 судов. Возраст многих из них к этому времени превысит 60 лет. Если новый нацпроект будет развиваться по намеченному плану, то регионам понадобится свыше 420 судов, способных вместить от 120 пассажиров.

Туристический бизнес готов включиться в работу, однако для начала нужно подготовить соответствующую инфраструктуру. Именно с ней в регионах Северо-Запада, за исключением, пожалуй, Санкт-Петербурга, возникают основные проблемы.

- В Калининградской области идеальные условия для развития речного судоходства. Однако отсутствует единый маршрут, который мог бы замкнуть это водное кольцо. Сейчас можно прокатиться по Балтийскому морю, заливам, в муниципалитетах есть своя небольшая сеть причалов. Нет общего туристического продукта, который можно было бы продавать, - рассказала в беседе с корреспондентом "РГ" директор турфирмы Ольга Себелева.

Идея общего маршрута, который мог бы стать региональным брендом, не нова для Калининградской области. Уже на протяжении многих лет здесь хотят возродить некогда популярный водный путь Е-70. Министр по культуре и туризму региона Андрей Ермак сообщал, что проект должен был связать два залива - Калининградский и Куршский - и большинство муниципалитетов. Главными остановками предлагали сделать города Гвардейск, Полесск и Калининград. Однако воплотить планы в жизнь пока не смогли.

- Для этого нужны колоссальные финансовые вложения. Новые суда стоят дорого, и инвесторы просто не готовы вкладывать в них деньги без гарантии окупаемости. Кроме того, много вопросов возникает к причальной инфраструктуре и проходимости самих рек. Десятилетиями они были заброшены. Сейчас многие объекты нужно восстанавливать фактически с нуля, - добавил финансовый аналитик Артур Поляков.

Пока же инвесторы предпочитают вкладываться в небольшие проекты, которые гарантированно принесут прибыль. Как правило, водные прогулки - смежный бизнес. В качестве примера можно привести предпринимателей из небольшого поселка Знаменска, которые проложили речной маршрут до Правдинска и Гвардейска.

- Здесь важно начать. Проделанную работу замечают муниципальные власти. Они пишут свои проекты, получают на их развитие региональные и федеральные гранты. Затем на водных маршрутах появляются указатели, раздевалки, беседки, причалы и многое другое. Да, назвать работу масштабной нельзя, но это первый шаг на пути к возрождению речных маршрутов, - подчеркнул предприниматель Дмитрий Тюнин.

По схожему пути решили пойти в Псковской области. Как сообщили в региональном комитете по туризму, программа развития водных путей на 2025 год уже сформирована. В приоритете - развитие нестационарной причальной инфраструктуры. Одним из якорных объектов станут Талабские острова. Пока причалить к ним практически невозможно, что затрудняет развитие туристических маршрутов.

В ближайшие пять лет в утиль спишут более 400 судов возрастом более 60 лет

Парк судов тоже обновят. Одним из первых его пополнит речной трамвай "Иния", который построили на верфи в Калининградской области. Первых пассажиров он примет уже в грядущем туристическом сезоне. Судно специально приспособили для хождения по рекам, каналам, озерам и водохранилищам. Проект, по словам судостроителей, весьма гибкий, и при необходимости его можно подстроить под нужды конкретного региона.

В федеральном центре отметили, что у региональных речных перевозок большой потенциал. Реализовать его в полной мере как раз поможет новый нацпроект. Например, только за прошлый год объем перевалки грузов морскими и речными судами вырос на 24 миллиона тонн. Пассажирские перевозки с начала прошлогодней навигации также подросли более чем на десять процентов.

В Минтрансе России хотят бросить основные усилия на развитие портовой инфраструктуры и транспортных коридоров, включая международный "Север - Юг". Это большой вызов не только для регионов СЗФО, но и для всей страны в целом. Справиться с ним можно только через совместную работу властей и бизнеса.

Кстати

По данным Росморречфлота, в 2025 году планируют запустить речную информационную систему. Она представляет собой международный стандарт по обмену данными "судно - берег". Через систему можно будет получить путевую информацию и обновленные картографические материалы. В качестве пилота проект запустят в Волго-Балтийском, Волго-Донском, Московском и Волжском бассейнах внутренних водных путей.

Цифра

120 миллионов тонн грузов перевезли по российским внутренним водным путям в навигацию 2024 года.