Чего ждать потребителям в наступившем 2025-м? Прогнозы экспертов не утешают.
- Основной причиной роста тарифов становится комплекс экономических факторов. В 2025 году прогнозируется существенное подорожание автомобильных запчастей: на 40 процентов для европейских брендов и на 15-20 процентов для китайских производителей. Ситуацию усугубляет ожидаемый рост цен на топливо на 10-20 процентов, высокая ключевая ставка привела к увеличению затрат на лизинг и кредитование, - поясняет Дмитрий Кудрявцев, директор по стратегии ГК "Альфа-Лизинг".
Следующий сложный момент - нехватка водителей: в 2024 году количество перевозчиков сократилось на треть. Зачастую водители уходят из больших компаний на вольные хлеба.
Причина проста - сегодня агрегаторы забирают 20-25 процентов стоимости заказа, хотя основные издержки на топливо, ремонт и обслуживание автомобилей несут водители. В Совете Федерации предлагают ограничить комиссию агрегаторов до 10 процентов.
- В Санкт-Петербурге после введения закона о такси количество перевозчиков увеличилось на 26,7 процента, а количество выданных разрешений на автотранспорт - почти в два раза. В подобных условиях крупные компании чувствуют существенную конкуренцию на рынке со стороны самозанятых водителей, - комментирует Ольга Борисова, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ.
На повышение цен окажет свое влияние и дальнейшее ужесточение требований со стороны государства. Сегодня законодательство обязывает каждого перевозчика оформить специальное разрешение, а также регулярно проверять техническое состояние транспортного средства. Перед выходом в рейс необходимо пройти медицинский контроль. Кроме того, все новые транспортные средства должны быть оборудованы комплексом современных систем безопасности.
- Введенный в 2024 году закон, регулирующий деятельность таксопарков и самозанятых таксистов, в процессе функционирования показал ряд проблем, связанных с оформлением путевых листов, нежеланием страховых организаций оформлять полисы страхования ОСАГО самозанятым водителям, их высокой стоимостью, необходимостью оформлять обязательную автогражданскую ответственность, - считает Борисова.
Усиливается роль государства в регулировании отрасли.
- Агрегаторы будут обязаны работать только с лицензированными перевозчиками, а за сотрудничество с нелегальными водителями предусмотрены штрафы до 700 тысяч рублей. При этом государство приняло запрос о поддержке отрасли через программу субсидирования лизинга отечественных автомобилей для таксопарков с максимальной ставкой 18 процентов, - поясняет Кудрявцев.
Таким образом, экспертное сообщество не прогнозирует стабилизации цен в текущем году.
- Затраты увеличиваются, однако о системной поддержке отрасли со стороны государства речь пока не идет, наоборот, требования к деятельности ужесточаются, что повлечет за собой дополнительные расходы, которые отразятся на ценообразовании для конечного потребителя, - сетует Константин Поздняков, эксперт из Государственного университета просвещения.
Кстати, только в 2024 году, по подсчетам экспертов, перевозчики стали на 30 процентов больше тратить на покупку автомобилей и на 30-50 процентов - на их обслуживание. Лизинг в свете повышения ключевой ставки за год также вырос в 1,3-1,5 раза.
Напомним еще, что с 1 сентября 2023 года в стране запущена федеральная государственная информационно-аналитическая система "Такси" (ФГИС "Такси"). Система "не имеет аналогов в мире, она содержит данные о перевозчиках, автомобилях и агрегаторах такси. Система работает во всех регионах России. Она была разработана как инструмент обеления рынка для повышения качества и безопасности таксомоторных перевозок", сообщают в Минтрансе РФ. Если раньше рынок такси не был урегулирован и перевозкой пассажиров мог заниматься фактически любой водитель, зарегистрированный в агрегаторе через приложение, то сегодня любой желающий по номеру автомобиля может за несколько секунд узнать, есть ли у такси действующее разрешение (лицензия).
Таким образом, обеспечивается прозрачность и законность перевозок. Ежедневно записи о перевозчиках и транспортных средствах проверяются службами заказа легковых такси с помощью механизмов информационного взаимодействия. Ежемесячно более 40 тысяч человек пользуются открытой частью ФГИС "Такси" для проверки записей региональных реестров, а общее количество просмотров превысило 2,5 миллиона. Санкт-Петербург стал первым городом, где эта система была внедрена.
Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта РФ:
- Если отклонения в цене на перевозки такси будут какие-то катастрофические, то мы совместно с Федеральной антимонопольной службой будем разбирать все эти истории.