
Белорусские товары будут продвигать на внешние рынки по льготному тарифу

Региональный бренд - это статус, который получает продукция, изделие или промысел, зарегистрировав его в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте).
В прошлом году в Роспатенте зарегистрировали 32 новых регбренда из 25 регионов России. Аутентичными брендами обладают уже 78 субъектов. Всего зарегистрировано 366 региональных брендов, рассказал руководитель Роспатента Юрий Зубов.
Лидер по всем видам регбрендов Краснодарский край - 27 позиций. Почти все бренды там относятся к пищевым. И только один непищевой - Новороссийский цемент. Второе место благодаря наибольшему числу позиций в категории "Минеральная вода" у Ставропольского края. Также там производят фирменный фарфор, пятигорское мороженое, подсолнечное масло. "Бронза" у Московской области с 11 брендами, в их числе произведения народных художественных промыслов, например, гжель. Четвертое место делят Тульская область и Башкортостан. В Тульской области брендировано множество сладостей. А в Башкирии, помимо меда, есть такие бренды, как мансуровский гранит, башкирская лошадь и пуховая шаль.
По букве закона "региональным брендом" могут считаться товары с наименованием места происхождения товара (НМПТ) и географическим указанием (ГУ). "У товара должны быть особые свойства, которые определяются природными условиями, человеческими факторами. Примеры - "Алтайский мед", "Елецкие кружева", "Вологодское масло". Все производители такого продукта могут получить право использования НМПТ или ГУ, если подтвердят, что товар соответствует требованиям качества, указанным в охранном документе", - рассказала "СОЮЗу" патентный поверенный по товарным знакам и промышленным образцам Светлана Ускова. Из 32 региональных брендов 2024 года - 30 объектов ГУ и два НМПТ.
Чтобы зарегистрировать ГУ или НМПТ, нужно подать заявку в Роспатент. В Федеральном институте промышленной собственности изучают документы.
Должны быть подтверждены уникальность продукции и ее историческая связь с регионом. После этого принимается решение о регистрации регионального бренда.
Новый тренд - соседство в одном регионе гастрономических и непродовольственных товаров. Например, во Владимирской области это мстёрская вышивка, вольгинский колоколец и гороховецкий пряник. В Мордовии - мордовский сидр и мордовская ювелирная елочная игрушка. В Якутии - якутский хомус и якутские бриллианты. В Крыму - Сакские грязи и холмовская земляника. "Мы называем ее холмовской клубникой, по месту произрастания - села Холмовка Бахчисарайского района. Ягода яркая, ароматная, вкусная, так и просится в рот. Но Бахчисарайский район - это еще и Бельбекская долина, сады яблок и персиков, уникальные лавандовые поля. А вы знали, что в Крыму три моря? Черное, Азовское и самое большое в России лавандовое "море". Об этом я рассказывала в 2024 году президенту Владимиру Путину. Будем проект трех морей Крыма развивать", - делится с "СОЮЗом" Елена Юрченко, председатель Межрегиональной Ассоциации развития агропромышленного туризма, общественный представитель АСИ по направлению "туризм" в Республике Крым.
Крым сегодня еще и один из центров эфиромасличного производства, может стать центром российской косметологии. На полуострове также выращивают крымскую розу и уже более 90 лет производят из нее продукцию на основе розового масла. А Крымское масло черного тмина закупают представители ОАЭ и Египта.
Регистрация 32 новых брендов в 2024 году - свидетельство того, что регионы начали всерьез относиться к капитализации своей уникальности, отметил в разговоре с "СОЮЗом" социолог, руководитель центра "Региональные исследования" Дмитрий Лобойко.
"Статус регионального бренда в эпоху тотальной стандартизации становится бесценным преимуществом. Для территорий - это узнаваемость и привлечение туристов. Для локальных производителей - отстройка от конкурентов, повышение статуса продукта и выход на предсказуемый спрос. Для местных жителей - способ формирования идентичности и повод для регионального патриотизма. Особенно показателен пример Краснодарского края с его 27 позициями - очевидно, что регион последовательно выстраивает свою идентичность через гастрономическую специализацию", - отметил Дмитрий Лобойко.
Есть и международное признание. Тульский пряник или гжель уже давно стали культурными амбассадорами России. А такие продукты как башкирский мед или астраханская икра доказывают, что российские региональные бренды вполне способны конкурировать с признанными мировыми аналогами - не на уровне маркетинговых манипуляций, а по реальным качественным характеристикам. "В некотором смысле, они являются такими же "защищенными наименованиями происхождения", как французское шампанское или итальянский пармезан", - сказал Дмитрий Лобойко.
Впрочем, добавляет эксперт, регистрация бренда - это только начало пути. Ключевой вызов заключается в том, чтобы превратить формальный статус в реальную рыночную силу. И здесь многое будет зависеть от способности регионов выстроить эффективную систему продвижения своих брендов как внутри страны, так и на международной арене. На это, вероятно, будут закладываться бюджеты, но преимущество получат не те, кто освоит больше денег, а кто найдет креативные ходы и сможет "завирусить" свои бренды.
Объявленная в Беларуси пятилетка качества стартовала с вручения Госзнака качества лучшим белорусским товарам. После жесткого отбора всего 17 товаров из 600 от 200 предприятий смогут отмечаться престижным пятиугольником. Продовольствие, промтовары для населения, продукция производственно-технического назначения - диапазон первых обладателей знака весьма широк.
Для Белорусского автомобильного завода, например, присвоение знака карьерному "БЕЛАЗ-7513" стало продолжением традиции. Техника занимает ведущие позиции в рейтинге сильнейших брендов ЕАЭС, но "БЕЛАЗ" был первым автомобилем, получившим еще советский знак качества.
Неудивительно, что в числе победителей - продукция в области микроэлектроники, Беларусь активно наращивает компетенции в этой области, в том числе в рамках реализации союзных программ. ОАО "ИНТЕГРАЛ", пожалуй, одно из самых узнаваемых предприятий на постсоветском пространстве, создающее столь востребованные рынком изделия. Удостоенная почетного знака микросхема регулируемого стабилитрона с защитой от воздействия статического электричества - одна из самых массовых в линейке продукции предприятия. Микросхема не уступает мировым аналогам по производительности, надежности, сроку эксплуатации, а также обладает большим экспортным потенциалом.
Самая многочисленная - группа продовольственная. От знаменитой линейки шоколада без сахара фабрики"Коммунарка" - до ставших народными "Мясных подушечек" от ОАО "Брестский мясокомбинат". Есть продукты со статусом национального достояния, например, ржано-пшеничный хлеб "Каравай Придвинья" ОАО "Витебскхлебпром".
"Знак качества позволит нам увеличить долю присутствия продукта в Союзном государстве", - сказал замминистра промышленности Беларуси Андрей Кузнецов. Но надо осваивать Африку, Латинскую Америку и "дальнюю дугу" в целом.
Это будет узнаваемая продукция, которая пользуется спросом на рынке Российской Федерации и белорусском рынке, - отметил он. - То, что продукт имеет знак качества, позволит нам увеличить долю его присутствия в Союзном государстве.
Андрей Кузнецов напомнил, что российский рынок - основной в белорусской статье экспорта. Тем не менее, необходимо активнее осваивать и новые, в числе которых Африка, Латинская Америка и "дальняя дуга" в целом. Согласно перечню льгот и преференций, который обозначен постановлением Совета Министров Беларуси о порядке присвоения этого знака (оно принято в развитие Указа "О Государственном знаке качества"), тариф на услуги по продвижению отмеченной знаком продукции на эти рынки будет льготным.
В целом же, как пояснили в Государственном комитете по стандартизации, преференции направлены на то, чтобы помочь лучшим белорусским производителям продвигать свою продукцию, говорить и заявлять о себе. Государственные органы разместят информацию о них на своих сайтах в интернете, а в магазинах и павильонах товары со знаком качества будут визуально выделены, в том числе с помощью ценников, информационных надписей и других средств. Так что продукция с престижным пятиугольником будет всегда на виду.
Подготовила Вера Артеага, arteaga@sb.by