Общий сбор

Зачем в России создают кластеры для стартапов
Инновационные кластеры - объективный феномен глобальной экономики. Чем сильнее интеграция и меньше барьеров между странами, тем сильнее остановятся отдельные территории - та же пресловутая Кремниевая долина, например. Уже имеющиеся компетенции, инфраструктура, конкурентоспособные поставщики и покупатели притягивают стартапы и таланты со всего мира. Сильные становятся сильнее - в этом суть кластерной идеологии.

Зачем государству создавать такие кластеры? На то есть две причины. Во-первых, каждая страна хочет свою Кремниевую долину. Однако опыт показал, что это долго, дорого и маловероятно. Поэтому в развитых странах, где накоплен опыт реализации различных программ поддержки, а граждане следят за государственным бюджетом, политика создания кластеров с нуля непопулярна. Во-вторых, как и люди, индустрии, увы, смертны. А значит, угроза нависает над любой специализированной территорией. За примером далеко ходить не надо - все советские моногорода когда-то были территориями опережающего развития. Но потом многие превратились в застойные районы и начали терять население.

Исследования показали, что на этапе становления индустрии размещение в кластере является неоспоримым преимуществом для компании. Когда же индустрия стабилизируется, конкуренция в ней ослабевает, возникают стандарты, массовые продукты и устойчивые бизнес-модели.

На этом этапе нахождение в кластере зачастую усыпляет бдительность бизнеса. А прорывные инноваторы начинают появляться буквально из ниоткуда, и кажущиеся незыблемыми кластеры могут в одночасье оказаться не у дел, затягивая в депрессию целые города. Именно так произошло с автомобильным кластером в Детройте. И вот тут появляется новая задача для государства: не только помогать "уставшим" кластерам, но и проводить профилактику в отношении вроде бы успешных, наблюдать, не превратились ли внешне сильные корпорации и университеты в "музеи".

В большинстве стран механизм инновационных кластеров применяют прежде всего для стимулирования НИОКР вне зависимости от отрасли. Типовая логика, прослеживаемая в большинстве подобных программ, состоит в поддержке отобранных и согласованных со всем кластером совместных кооперационных проектов. Как правило, участники (где с одной стороны - наука, представленная университетом или НИИ, с другой - частный бизнес) получают авансовое софинансирование части затрат по совместному проекту.

В силу долгосрочности инновационных проектов, а также высоких трансакционных издержек из-за наличия нескольких договаривающихся сторон без помощи "сверху" такие проекты рискуют "забуксовать". Зачастую государство стимулирует участие в таких кластерах именно субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличивая для них норму софинансирования.

Разные участники находят в кластере свои выгоды. Так, крупный бизнес, как правило, участвует в их работе, чтобы быть в курсе актуальных трендов и инноваций, находиться в непосредственном контакте с самыми востребованными профессионалами в своей области. Более приземленные выгоды - поиск поставщиков, загрузка мощностей и диверсификация производств. В ряде случаев кластеры с участием нескольких организаций крупного бизнеса реализуют схему консорциума, в рамках которого осуществляются масштабные проекты за границами конкуренции (например, предконкурентные исследования, результаты которых позволяют всем участникам создать свои собственные продукты).

Инновационные кластеры могут формироваться практически в любых отраслях. Главное, чтобы они были торгуемыми, то есть обладали потенциалом к масштабированию, не ограниченному локальным спросом.

Кластеры помогают проводить сложные НИОКР, но иногда бизнес обращается к ним в поиске новых технологий и специалистов для своих исследовательских центров

В первую очередь, как правило, обращают внимание на высокотехнологичную промышленность (например фармацевтику или аэрокосмическую отрасль), а также интеллектуальные услуги (лидер тут - ИТ). Однако в последнее время инновационные кластеры активно развиваются и в других отраслях: сельском хозяйстве, пищевой промышленности, медицинских услугах, туризме. В России сейчас особую популярность обретают кластеры в креативных индустриях. Где их располагать и развивать - вопрос диалога между бизнесом, государством и наукой.

В России политика поддержки инновационных кластеров носит спорадический характер. В 2012 году Минэкономразвития России отобрало 25 пилотных инновационных кластеров, однако их поддержка продлилась 3 года, а расходы на нее составили в общей сложности 5 млрд рублей.

Результаты выполнения проектов внутри кластеров должны быть интересны бизнесу и потребителям

Причины приостановки данной программы неясны. Вместе с тем этот эксперимент с поддержкой кооперации привел к запуску близких по смыслу программ поддержки: инновационных научно-технологических центров (по-другому - технологических долин), научно-образовательных центров (НОЦ), промышленных кластеров и так далее. Де-факто все они мало отличаются друг от друга по своим задачам и формам организации.

Принимая во внимание многообразие кластеров, надо понимать, что и потребности у них разные. Именно поэтому эффективнее поддерживать их через проекты, отобранные самими участниками вместе с региональными органами власти. Наиболее сильно сдерживают рост российских инновационных кластеров недостаток современного оборудования, дефицит кадров (теперь уже не только высококвалифицированных), сложность доступа на зарубежные рынки.

Для эффективной поддержки инновационных кластеров необходима согласованная работа федеральных и региональных органов власти. На общегосударственном уровне важно перезапустить целевую, сфокусированную программу поддержки инновационных кластеров, заточенную под проведение совместных кооперационных НИОКР их участниками. А главная задача регионов - обеспечить работу всего проектного офиса в долгосрочной перспективе и поддерживать его команду для реализации всех намеченных проектов. Именно такое распределение ролей позволит максимально раскрыть потенциал инновационных кластеров, в результате чего проявятся все положительные социально-экономические эффекты от их работы.

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Александр Фейст