Как уже рассказывала "РГ", о сложностях с обязательной маркировкой одежды неоднократно сообщали представители малого бизнеса, микропредприятий и ИП из Петербурга и других регионов. Если крупные компании внедрили систему без особых проблем, то для многих небольших производств и торговых точек, по словам предпринимателей, процесс оказался достаточно сложным и затратным. В легкой промышленности прошло уже две волны маркировки, в марте начнется третья - она коснется чулочно-носочных изделий, белья, домашней и детской одежды.
Накануне "легпрома-3" Петербург снова стал центром обсуждения вопросов маркировки. На пресс-конференции по этой теме отмечалось, что система вводилась для борьбы с контрафактом. Как сообщил директор профильного департамента Минпромторга РФ Владислав Заславский, маркировка уже охватывает 24 товарные группы и сейчас проводятся еще 14 экспериментов по вовлечению новых. С 1 марта в систему также войдут косметика, бытовая химия и бакалея, в планах на 2025-й - стройматериалы и детские игрушки. По данным ведомства, маркировка доказала свою эффективность во многих сферах, увеличив объем легального рынка на 30-50 процентов.
На пресс-конференции также были представлены выводы ученых одного из петербургских вузов о том, что легпром в целом справляется с издержками маркировки, а ее влияние на рост конечной цены составляет 0,17 процента. Анализируя данные Росстата, они также определили, что объем контрафактной продукции на рынке уменьшается.
В тот же день представители отрасли из более чем 50 регионов собрались в Петербурге на конференцию, посвященную анализу влияния системы обязательной маркировки товаров на предприятия малого и среднего бизнеса в легкой промышленности. В прошлом году петербургские предприниматели заказали ученым одного из московских университетов научно-исследовательскую работу на эту тему. Авторы ее выполнили и передали заказчику, но накануне конференции, где планировалось представить результаты, вдруг попросили отозвать свою НИР в связи "с серьезными неточностями".
Однако заказчик не нашел юридических оснований для возврата исследования и представил его ключевые выводы. Из них следует, что объем вложений в регистрацию и передачу данных в систему маркировки составляет в среднем 216 тысяч рублей. В эту сумму входят затраты на покупку техники и ПО, а также привлечение IT-специалистов. Это создает "сильное административное воздействие" и может привести к "депрессии на рынке текстиля в стратегической перспективе".
Участники конференции поделились своим опытом маркировки. Наталья Мельчукова из Ижевска сообщила, что после всех расчетов вынуждена закрыть производство одежды и перейти в режим ателье. Челябинский предприниматель Екатерина Кузина, торгующая детским ассортиментом, предупредила о рисках дефицита.
- Нам говорят: не покупайте зарубежную продукцию без маркировки на официальных оптовых площадках - работайте с отечественными производителями. Мы согласны! Но более 80 процентов детской одежды на рынке - это импорт. А из российских производителей 58 процентов перешли на работу с маркетплейсами, еще 10 процентов выпускают продукцию премиум-качества, которую многие семьи не могут себе позволить. Остается всего 32 процента отечественных поставщиков, но они не смогут обеспечить рынок, - отмечает Екатерина Кузина.
По данным Ассоциации предпринимателей Татарстана, маркированная продукция легпрома закрывает спрос лишь на 15 процентов от потребности. Большинство розничных продавцов закупают товар на оптовых рынках Москвы и Петербурга. А там он прекрасно продается без всякой маркировки.
Но даже ее наличие еще не гарантирует оригинальность продукции. Петербургский предприниматель Алексей Зажигин продемонстрировал одежду и обувь известных марок из магазина сети брендовой одежды. Согласно маркировке, все покупки произведены в России. А судя по этикеткам - в Китае и других странах мира.
Нарекания также вызывают сбои и ошибки в работе системы, подчеркнул инженер-программист Виктор Сапа. С аналогичными проблемами сталкиваются и представители других отраслей.
Большинство участников рынка не против самой идеи маркировки, но система ее внедрения и использования нуждается в доработке, говорят предприниматели. Пока же бизнес предлагает ввести мораторий на действие правил маркировки в легпроме, отложить третью волну и рассмотреть ряд других инициатив.
Как сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Валерий Калугин, в решение декабрьского заседания комиссии Госсовета РФ по направлению "Эффективная и конкурентная экономика" вошла рекомендация - рассмотреть возможность переноса третьего этапа введения маркировки в легкой промышленности на 2026 год.
Георгий Алексеев, заведующий кафедрой международного и гуманитарного права Президентской академии в Санкт-Петербурге:
- Очевидно, что маркировка товаров легкой промышленности должна соответствовать международным стандартам делового оборота в конкретной области предпринимательской деятельности. Все субъекты рынка выступают за маркировку и за устранение нелегальных торговцев. Однако когда потребитель не имеет возможности приобрести физический товар из-за повреждения наклейки с цифровым кодом, то его права нарушаются. Он лишается доступа к благам, за которые готов платить. Происходит это из-за несовершенства системы маркировки, неготовности отрасли к выработке единообразных международных правил маркировки одежды и текстиля.